Почему в церкви есть священники и миряне?

На эту тему размышляет управляющий делами УПЦ митрополит Антоний (Паканич).

В богословии XX века был подвергнут серьезной критике термин "миряне". Дело в том, что само это противопоставление "духовенства" и "мирян" сформировалось в западной Церкви в эпоху средних веков. Именно тогда духовенство превратилось в Западной Европе в замкнутое сословие, в своеобразную касту, которая выполняет особые сакральные функции. Миряне же при таком понимании Церкви, действительно, превращаются в "безмолвствующее большинство", как выразился один известный историк.

Поэтому неудивительно, что, например, выдающийся православный богослов XX века протопресвитер Николай Афанасьев настаивал на том, что термин "миряне" вообще должен быть исключен из православного богословия. Ведь мирянин - это человек, принадлежащий миру. А христиане - это как раз те, кто должен быть не от мира. Поэтому отец Николай Афанасьев предлагал вместо слова "миряне" использовать термин "лаики", который происходит от греческого словосочетания, означающего "народ Божий".

Лаик - это член народа Божия. Всякий человек, принявший Крещение, становится частью этого сообщества, то есть народа Божия, в котором не может быть никаких разделений и противопоставлений. Здесь нельзя не привести знаменитые слова апостола Петра, обращенные ко всем христианам: "Вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет" (1 Пет. 2:9). На всех членов Церкви возложена миссия свидетельства о Христе в этом мире. Все мы (и священники, и те, кто не имеет священного сана) должны возвещать миру слово о Боге.

Входя в Церковь, каждый из нас получает свое служение. Апостол Павел очень ярко говорит об этом в Первом Послании к коринфянам: "Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки" (1 Кор. 12:28).

Не все становятся апостолами, не все - учителями, не все - целителями. Церковь подобна телу, в котором каждый член имеет свое назначение. Апостол Павел пишет: "Членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны… Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге" (1 Кор. 12:20–21, 24–25).

Разнообразие служений лишь укрепляет единство Церкви. Но главное - что на все эти служения нас призывает Дух Божий. Потому дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же… Каждому дается проявление Духа на пользу (1 Кор. 12:4–5, 7). Церковь - это единый организм, вдохновляемый Духом Святым. Пастыри Церкви несут особое служение, но оно подается им тем же Духом, который подает дары всем христианам.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Глупость - это непобедимый порок