Верховная Рада Украины на заседании 5 февраля приняла во втором чтении закон, предусматривающий внедрение электронной трудовой книжки и автоматического начисления пенсий для украинцев.
Таким образом, в Украине запускают полноценную работу электронных трудовых книжек. Соответствующий законопроект №3623 Верховная Рада одобрила 265 голосами "за".
Документ предусматривает введение учета трудовой деятельности работника в электронной форме, а также законодательное урегулирование вопроса автоматического назначения пенсии по возрасту через личный электронный кабинет на веб-портале электронных услуг Пенсионного фонда Украины.
Предполагается, что электронные трудовые книжки будут вводиться постепенно. В ближайшие 5 лет после вступления в силу данного закона работники смогут пользоваться как бумажными, так и электронными трудовыми книжками.
То есть, по желанию работника, который не хочет по своим причинам отказываться от привычной бумажной трудовой книжки, записи должны дублироваться - вноситься параллельно не только в электронные реестры, но и в привычный документ. Бумажная трудовая книжка будет находиться на руках у ее владельца, а не в отделе кадров.
Проект закона об автоматическом назначении пенсии по возрасту и внедрении учета трудовой деятельности работника в электронной форме позволит назначать пенсию через личный электронный кабинет на вебпортале е-услуг Пенсионного фонда. Работодатели и сами будущие соискатели пенсий будут наполнять реестр информацией в течение 5 лет, потом он заработает полноценно.
Законопроект предусматривает новшества в начислении пенсий. Допускается возможность автоматического назначения пенсий, то есть без обращения лица с возможностью отсрочить выход на пенсию. Продление трудового контракта – увеличение пенсии на 0.5-0.75%.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Инициативу Министерства социальной политики заменить бумажные трудовые книжки на электронные аналоги Кабинет министров поддержал 27 ноября 2019 года. Как отметили авторы проекта, е-версия трудовой книжки уменьшит нагрузку на работодателей (упростится поиск и оформление людей на работу) и самозанятых работников (ФЛП). Кроме того, в несколько кликов с помощью электронной подписи можно будет получить выписку в э-кабинете Пенсионного фонда и не бояться потерять трудовую книжку.
В Минсоцполитики заявили, что все продумано: у работодателей будет доступ только к информации о тех людях, которые у них работают, а у работников - исключительно к данным о себе.