Все реформаторские усилия Офиса Президента в направлении преодоления коррупции в 2020 году, без сомнения, можно охарактеризовать одним словом - провал. Борьба с COVID-19, "Большая стройка" и ряд других инициатив Владимира Зеленского так и закончились ничем. Но самым большим разочарованием для Зе-Президента обещает стать реформа ГАСИ. Уже сейчас очевидно, что те, против кого, собственно, и была направлена реформа, полностью возглавили процесс. А это значит, что уже скоро вместо одного коррумпированного монстра государство породит еще более прожорливое чудовище, и вопрос только в том, кто получит над ним контроль. Об этом сообщает .
Для этого достаточно посмотреть, кто возглавил так называемый Координационный совет при Президенте, который должен взяться за решение проблемных вопросов в сфере градостроительства. Фигура Елены Шуляк в этом контексте дает четкие сигналы о том, кто на самом деле отныне будет контролировать ход реформы. Только очень далеки от темы строительства люди не знают о связи Елены Шуляк с самыми одиозными девелоперами и старыми коррупционными кланами, которые нашли приют в партии ОПЗЖ.
Впрочем, Президенту, конечно же, персональный состав координационного комитета представили в совершенно ином свете. Для благопристойности и спокойствия гаранта в список членов комитета ввели даже "известного борца с коррупцией" Михеила Саакашвили. Который станет прекрасной парадной ширмой для всех махинаций вокруг реформы. Саакашвили говорит и говорит красноречиво, кроме того, для него это едва ли не последний шанс вернуться в большую политику, а значит, бывший президент Грузии будет активно пиарить и себя, и деятельность комитета, какие бы решения там ни принимались. Таким образом, Саакашвили станет прекрасным щитом от критики, ведь амбиции не позволят ему поверить в то, что его просто цинично используют, как прикрытие для заранее запланированного провала реформы.
Что же происходит с реформой и самой ГАСИ на самом деле?
Борьба крупнейших строительно-коррупционных кланов продолжается за распределение контроль над пятью основными городами: Киевом, Одессой, Харьковом, Львовом и Днепром. Ведь с точки зрения получения откатов по строительству, именно эти города являются наиболее привлекательными кусками коррупционного пирога. Здесь всегда что-то строится и есть перспективы строить дальше. И, как правило, строителям в этих городах крайне редко удается выполнить работы без нарушений. Кроме того, часто "вкусными" местами для строительства являются районы, подпадающие под охрану культурного наследия. Здесь можно получить наибольшие прибыли в наиболее короткие сроки. Посудите сами, строительства в центральной части Одессы, на киевском Подоле или во Львове точно будут стоить миллионов долларов. Кроме того, в перечисленных городах-миллионниках строится значительная часть объектов, подпадающих под класс последствий СС3, а это тоже немалые средства, учитывая, что разрешения на них надо получать на центральном уровне.
И старая-добрая ГАСИ выполняла функцию сбора и транзита "грязных" денег наверх, просто безупречно.Сначала на вершине этой пирамиды находился первый заместитель руководителя Офиса Президента Украины Сергей Трофимов. ГАСИ послушно выполняла все его указания по выдаче разрешений, и, когда нужно, старательно закрывала глаза на наиболее вопиющие нарушения. Но уже тогда из-за единоличной монополизации денежных потоков по строительству у Трофимова в окружении главы государства появилось слишком много завистников и откровенных врагов. И одним из них стал действующий министр развития общин и территорий Алексей Чернышев. По словам нашего собеседника из окружения министра, фигура Трофимова вызвала приступы просто патологической ненависти у Чернышева. Как следствие, была организована многоходовка по дискредитации конкурента, в частности, через своих людей в СБУ Чернышеву до Президента Зеленского информацию о крышевании Трофимовым коррупционных схем в ГАСИ.
При этом Чернышев смог не просто уничтожить ненавистного конкурента, но и занять его место. Давя своим авторитетом и прикрываясь громкими именами из ближайшего окружения Зеленского, министр практически в ручном режиме начал управлять всеми действиями ГАСИ.
Выглядело так, будто в решении того или иного вопроса, например, в ускорении сдачи в эксплуатацию того или иного объекта, заинтересован не столько сам Чернышев, а люди куда более влиятельные. Наш собеседник в министерстве уверяет, что в разговорах с руководством ГАСИ не раз и не два звучали ссылки на Давида Арахамию, Кириленко, даже Андрея Ермака, а иногда имена достаточно влиятельных чиновников СБУ и ГПУ. Соответственно, у руководства ГАСИ просто дрожали колени от подобных звонков от министра или его личной советницы.
Закрепить свое положение Чернышеву удалось также назначив на должность руководителя ГАСИ своего человека, которой стала Ирина Король. С тех пор Чернышев не стесняясь пошел в наступление и начал откровенно лоббировать нужные объекты сотнями. Часто лично принимая у себя покорных застройщиков вместе с соответствующими дарами. По словам нашего собеседника, самым настойчивым министр был, если дело касалось Харькова и Харьковской области. Ведь именно отсюда родом Алексей Чернышев, и именно здесь находятся его личные бизнес-интересы.
Общеизвестно, что действующий министр развития общин входил в свое время в наблюдательный совет ПАО "Концерн АВЭК и Ко", а это ведущая компания, которая осуществляет управление и развитие активов в Харькове и имеет в своем портфеле крупные проекты в сфере коммерческой недвижимости. Контролирует "АВЭК" довольно известный местный магнат Александр Фельдман. Которого, соответственно, и считают покровителем Чернышева. Неудивительно, что объекты по Харькову министр требовал от инспекции вообще пропускать автоматом.
Зато в самом Харькове ни для кого не было секретом, кто контролирует ГАСИ и каким образом избежать проблем с разрешениями и проверками. Индульгенция для всех без исключения застройщиков стоила и, собственно, до сих пор стоит от 3-6 $ за метр квадратный. Если платить нет желания - последствия будут очевидны - с бизнесом в сфере строительства придется попрощаться вообще. Ведь и местные ГАСИ, и сам министр строго следили за тем, чтобы "отказники" в будущем подвергались жесткому прессингу.
Между тем, вдохновленный своими успехами в Харьковской области, Чернышев попытался взять под крыло строительство в других крупных городах. Но здесь, по словам работника министерства, который согласился на правах анонимности пообщаться с нашими журналистами, новоиспеченному "хозяину" ГАСИ пришлось столкнуться с хорошо слаженной еще со времен Януковича схемой распределения воздействий и доходов. Ключевыми игроками этой группировки являются Татьяна Плачкова, братья Горовые, Николай Скорик, Вадим Столар и Дмитрий Исаенко.
Все названные фамилии неоднократно фигурировали в многочисленных журналистских расследованиях, касающихся злоупотреблений с землей и строительством. Все, так или иначе, связаны с партией "Оппозиционная платформа - За жизнь", которая контроль над сферой строительства унаследовала еще от "Партии регионов" и продолжает удерживать его в отдельных городах и областях.
В этих людях, как бы ни странно звучало, действующий министр правительства Зеленского быстро нашел надежных партнеров по коррупционному бизнесу.
Правда, сферы влияния и территории все же пришлось распределить. Например, Одесса осталась под контролем Плачковой и товарищей. А это чуть ли не самый привлекательный регион и с точки зрения количества застройщиков, которых можно "стричь", и с политической точки зрения, тем более. Сильные позиции ОПЗЖ в этом регионе не в последнюю очередь продиктованы финансовыми вливаниями по строительству в Одесскую партийную ячейку. Люди, которые в свое время помогали строить структуру этой партии в Одесской области, утверждают, что через легальные и полулегальные организации, подконтрольные ОПЗЖ, в Одесской области проходили десятки миллионов долларов. Часть шла наверх, часть была направлена на разного рода мероприятия, а вот как минимум треть через подставные компании и офшоры выводилась в Российскую Федерацию, и оттуда направлялась на поддержку террористических группировок на Донбассе.
Поэтому, как утверждают наши источники, можно смело считать, что война в Украине финансируется из коррупционных схем в строительстве. И очевидно, что министр развития общин Чернышев непосредственно причастен к теневой схеме финансирования терроризма.
Все это, несомненно, подпадает под статью о государственной измене и требует официального расследования СБУ и публичного представления его результатов.
Хотя, логичнее сначала было бы расследовать массовые коррупционные злоупотребления в сфере строительства и роль в этом упомянутых здесь чиновников. А оснований для открытия уголовного производства правоохранительными органами уже сейчас более чем достаточно.
В нашу редакцию попала копия результатов выездной проверки комиссии ГАСИ в том же Харькове, вотчине Алексея Чернышева, где было обнаружено просто сотни грубых нарушений. Думаем, для правоохранительных органов не будет проблемой поднять эти документы и, проведя анализ и опросив свидетелей, понять, каким образом и по чьему указанию происходили все вышеописанные коррупционные деяния. Полностью этот объемный документ публиковать просто нет смысла, но для наглядной иллюстрации озвучим, например, следующее.
При проверке строительства жилого комплекса по переулку Ботаническом, 2, в городе Харькове обнаружено, что, вопреки изданной документации, до сих пор не завершены внешние работы, отсутствуют отливы, нарушены нормы обустройства лестничных маршей, нарушения в системе управления эвакуацией при пожаре, внутренние инженерные сети не утеплены и не закреплены, не укомплектованы пожарные щиты, входы не оборудованы для нужд людей с физическими недостатками. При этом в некоторых квартирах будущими жителями уже выполняются ремонтные работы. И это лишь один из многих объектов, который Чернышев выпустил быстро и без замечаний, и, как видим, он и близко не был готов к эксплуатации.
Не лучше ситуация и по другим объектам в Харькове, и таких только в этом городе десятки, а в целом по стране - сотни. Их перечень столь объемный, что публиковать его полностью не имеет ни смысла, ни возможности.
Другим примером может служить Хмельницкая область, где без всяких разрешений и контроля длительное время продолжается строительство комплекса по переработке радиоактивных отходов ОП "Хмельницкая АЭС" ГП "НАЭК "Энергоатом". Выдачу необходимых документов по указанию министра сначала придержали, просто поставили на паузу в ожидании "оплаты". А когда соответствующий вклад в карман был сделан, ГАСИ сразу получила соответствующее ультимативное указание. И делалось это, как уверяет наш источник в министерстве, опять же по звонку от министра "для блага государства", хотя, как видим, о благах личных - земных - министр тоже успел позаботиться. А "Энергоатом", собственно, и не возражал против "благодарности" чиновнику, ведь тоже очень любит осваивать средства на различных масштабных стройках, где средства исчезают как в бездонной Марианской впадине.
Впрочем, в последнее время у самопровозглашенного короля ГАСИ начали возникать проблемы. Причем там, где их не ожидали. Назначенная по протекции Чернышева руководитель ГАСИ Ирина Король инициировала несколько весьма значительных выездных проверок, в результате которых были разоблачены тысячи фактов откровенных злоупотреблений в сфере компетенции инспекции. В результате той же проверки по Харькову был отстранен от исполнения обязанностей директор департамента ГАСИ в Харьковской области Андрей Будяков. А это, как утверждает наш источник в министерстве, давний и преданный соратник Чернышева во всех серых схемах по сбору дани с застройщиков.
Такие действия Ирины Король относительно приближенных к Чернышеву людей как минимум вызывают удивление, ведь точно известно, что назначали ее по протекции именно министра развития общин. Что это? Попытки начать свою игру, имитация независимости и неподкупности? Она дружит или враждует с настоящим "куратором"? Было бы замечательно услышать хоть какие-то объяснения от руководителя ГАСИ, но все попытки наших журналистов получить комментарии относительно этих резонансных и коррупционных тем пока завершаются ничем.
Фактически не остается другого выхода, как публично требовать у Ирины Король обнародовать результаты проверок по Киеву, Харькову, Одессе и другим городам. Кроме того, требуем публичных комментариев по получению вами и вашими подчиненными телефонных указаний от министра Чернышева и его советницы о выдаче либо не выдачи соответствующих документов структурными подразделениями ГАСИ. И, наконец, показать обществу так называемый "Список Чернышева", который на условиях анонимности передан нашим журналистам источником в министерстве и в соответствии с которым ГАСИ выдавала "правильные" документы на объекты, указанные в нем, по протекции министра.
Игнорирование Ириной Король необходимости публично опровергнуть или подтвердить приведенную в статье информацию будем рекомендовать читателям воспринимать как признание в соучастии всех приведенных коррупционных преступлениях.