После старта регистрации на пробное ВНО в Фейсбуке активно начала обсуждаться тема математики, тест по которой в этом году будет обязательным для всех выпускников. Часть родителей негодуют, мол, зачем заставлять писать математику в приказном порядке - дети, мягко сказать, не ставят этот предмет в приоритет жизненных ценностей, так еще и пресловутая "дистанционка" знания дает выборочные. Другие родители решение образовательных чиновников поддерживают двумя руками - может быть хоть так дети начнут вникать в царицу наук. "КП" в Украине" расспросила учителей и репетиторов, как идет подготовка к тесту, а также о том, что обязательное ВНО по математике расскажет не только о знаниях школьников, но и о системе образования в Украине.
В математике нельзя что-то пропустить
У репетиторов сейчас горячая пора, особенно у математиков - интерес к этому предмету значительно увеличился после того, как он стал обязательным для всех. Более того, математика также стала лидером в пробном ВНО - в этом году можно выбрать только один предмет, чтобы испытать себя, и абитуриенты выбирают в качестве пробного теста именно математику.
|
Репетитор и преподаватель онлайн-курсов по математике Math.in.ua Наталья Козлова подтверждает, уровень математической подготовки у украинских школьников низкий, это правда, но просит одних только школьников в этом не винить - проблема системная.
- Обязательное ВНО по математике многим откроет глаза о положении вещей и уровне знаний. Это очень хорошая возможность понять, как двигаться дальше, чтобы исправить сложившуюся ситуацию. Объективный взгляд необходим, - говорит Наталья. - На результаты учеников влияют три параметра: система образования (обучение в школе, компетентность и вовлечённость учителей, новые методы запоминания информации, современные технологии), родители (их поддержка и мотивация, вера в ребёнка, воспитание и качественные отношения в семье), ну и конечно сам ребёнок (его желание, способности, трудолюбие, нацеленность на результат и т.д.)
Также сейчас Наталья нередко слышит от учеников о сложностях их учебы в школе в период дистанционного обучения. Говорит, что дети делятся историями, когда преподаватель лишь отправляет номер параграфа и после его прочтения просит решить задачи.
- Когда дети остаются в ситуации "читайте и делайте сами", это неправильно. Детям очень сложно. В чем особенность математики? Если ты в литературе, например, не прочитаешь одно произведение, шанс сдать ВНО все равно высокий - это лишь один текст из многих. А математика так не работает, все темы завязаны друг с другом. Например, те же формулы сокращенного умножения, которые учатся еще в начале, используются в более сложных темах. Здесь нельзя что-то не учить или пропустить, - говорит Наталья Козлова.
Наталья рассказывает, что первый всплеск желающих подтянуть и систематизировать знания в этой области произошел еще летом. По уровню знаний заниматься приходят самые разные школьники - и нужно балансировать, чтобы всем было комфортно.
- У меня есть годичный курс, который стартует в сентябре, и на него попали очень разные ученики - те, кто имеет средний и высокий уровень знаний по математике, и те, кто какие-то моменты пропустил. Вторым, конечно, тяжелее, им нужно больше помощи. На следующий год хочу четко разделить детей на две группы. В прошлом году было такое, что за месяц до ВНО ко мне пришли дети, которые не умели даже умножать в столбик. Это одна из самых элементарных вещей! Понятно, что за месяц чуда не сотворить - даже если я буду заниматься с таким ребенком день и ночь, ученик не сможет все это воспринять и усвоить. Им было очень сложно.
В жизни нужны не интегралы, а результат их изучения
О том, что подход к преподаванию предмета в школе нужно пересмотреть и реформировать, говорят и другие педагоги. Автор курса "Математика и я" Людмила Науменко, чей стаж преподавания 22 года, считает, что любой экзамен по математике для школьника -это отличная возможность, а дискуссия, которая ведется "нужно - не нужно", лишь показывает глобальность проблемы образования.
- Государственное среднее образование - словно вымирающий вид мамонтов. Реанимировать его никто не собирается, и в частном секторе стопроцентной замены на сегодня нет. Спрос на математику есть, и он растет с каждым годом - образование ребенка стало болезненной проблемой для родителей, - говорит Людмила.
Тем, кто считает, что математика не нужна филологам, актерам и ветеринарам, учитель апеллирует - предмет важен не формулами, а тем, как развивает человека.
- Основная задача математики - развить логику, научить ребенка приемам анализа и синтеза, натренировать память. Не сами логарифмы и интегралы понадобятся в жизни, а результат их изучения - развитая личность. Поэтому учить математику, сдавать экзамены - это нормально в обществе, где действительно действует право на Образование с большой буквы. У нас это право пока только на бумаге, - разводит руками педагог.
Репетитор Елена Мельниченко учит математике уже 25 лет и добавляет: прежде чем отправлять на ВНО всех, нужно увеличить количество часов в школах.
- Уровень знаний выпускников насколько низок, что вы себе даже представить не можете! И это страшно, - говорит Елена. - Кроме того, что нужно увеличить количество часов для изучения математики, нам не хватает реальных, земных задач и практики. Ученики должны понять, что математика везде. Нет нужды в интегралах в школьной программе, но есть потребность в практическом применении математики.
Дистанционное образование учитель не считает злом. Объясняет: до того, как начать работу онлайн-курсов, сама не верила, что это хороший метод, но опыт, а главное - оценки выпускников убедили, что все возможно. Кроме того, одной из самых важны составляющих успеха на ВНО Елена называет мотивацию абитуриента.
- Мои ученики сдавали ВНО по математике и на 180, и 198. Они хотели, они задавали 1000 и один вопрос. В прошлом году я выпустила более 300 учащихся из курсов, и все, кто имел желание, сдали тест круто! То есть фишка в том, чтобы ученик хотел. Моя публика - это подростки из сельской местности (80%), которые хотят изменить свою жизнь, вырваться и поступить в вуз. Поэтому так, - улыбается.
Дети учиться хотят, но небанально
Автор блога о математике и онлайн-курсов "Математичка" Наталья Буцыкина занимается
|
репетиторством уже 20 лет. Говорит, что современное поколение молодежи очень отличается от того, которое было выпускниками даже пять лет назад. Сейчас дети, которые стремятся получить знания, делают это для себя, а не для того, чтобы покрасоваться перед сверстниками. Более того, отмечает педагог, они очень мобильные, им интересно все новое, в том числе и подходы к обучению, поэтому между традиционной школой, которая не менялась долгие годы, и ее учениками лишь увеличивается пропасть.
- Дети теряют понимание, интерес, когда видят перед собой набор заданий, которые они решили и пошли дальше, не понимая, зачем это было нужно делать. Также, когда им дают задания, а их не проверяют, нет отдачи. Как по мне, самые мотивированные - одиннадцатиклассники, ВНО очень стимулирует к работе, - улыбается. - Дети хотят, чтобы было легко, красочно, поэтому с радостью учатся в Инстаграме. Я знаю, что мои подписчики учат так и украинский, и историю. Я вот утром выставлю в "сториз", например, тесты, отвечают тут же! Ну и как сказать, что дети не хотят учиться?! Хотят, но небанально. Дети сейчас очень продвинутые, смотрю на сайте, что, бывает, даже по ночам решают задания. Метод "как раньше" уже не работает.
То, что ВНО будет обязательным для всех, Наталья считает очень положительным сигналом.
- Уровень ВНО стал ниже, чем раньше - меньше сложных заданий. Сам тест системный, понятный, но школа растерялась. Школа же не готовит к ВНО, у учителей нет часов, когда они могут этим заниматься. У них план, в котором тема за темой до самого экзамена. На базовом уровне математики в школе всего 3 часа. В этом году будет два уровня на ВНО - базовый и профильный. Думаю, что результаты базового теста покажут беду, ведь придут те, кто в сторону математики никогда не смотрел. В профильном уровне ситуация будет лучше, чем в прошлом году, потому что добавили еще полчаса на тест. В прошлом году не хватало как раз времени, сами задания не были сложными. Когда я увидела прошлогодний тест, мне стало жаль учеников, которые изучали математику углубленно, на ВНО таких заданий, которые они учили и разбирали на профильном уровне, не было. Тест для них свелся к спринтерству, - говорит Наталья Буцыкина.
Репетитор делится: перед тестами ее соцсети обычно разрываются от комментариев и вопросов.
- Они там сидят ночами! В прошлом году была забавная ситуация. Кто-то написал комментарий в духе "зачем эта математика вообще нужна". Мне даже не пришлось отвечать, дети сами на него набросились, объясняя. Чтобы к поступлению выучить материал для теста, дети готовы на все. Лучше, чем математика, процесс мышления ребенка ничего не изменит, - уверяет учитель.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ