Полное обновление Кабмина, которое, кажется, до сих пор не завершилось, выборы, пандемия... ситуация на Востоке не меняется. В таких условиях атмосфера в правоохранительных органах критически важна, ведь их задача – удержать ситуацию в неких незримых рамках, поддерживающих существование самого государства. Но увы, даже тут произошли серьёзные перетряски. Кто-то весь год "скандалит" с противоборствующими силами, кто-то похоже просто сдал позиции. И так, подведем итоги работы ведомств правоохранительного сектора!
Западные "шпионы" и право на коррупцию.
2020 принёс очередную порцию метаний между вопросами суверенитета и наставлениями Запада. Хоть в части посадки преступников у НАБУ в этом году (да как и прежде) особых результатов нет, эту брешь в своей деятельности они с лихвой компенсировали сомнительными нападками на Конституционных судей и представителей ОП. Не обошлось и без давления на представителей власти, в частности – Президента. Заручившись поддержкой "конечных бенефициаров", Артем Сытник почувствовал вседозволенность и давай "творить добро" на право и на лево. Но тут гораздо больше общего с банальной игрой в войнушки, чем с решением правовых вопросов. Чего стоит демарш против судей КС. После решения Конституционного суда о незаконности пребывания Сытника на должности главы НАБУ тот "внезапно" обнаружил, что, мол, приход главы суда Александра Тупицкого вообще был незаконный и , - и об этом "открытии" по всем СМИ раструбили. Дело в том, что к настоящему моменту Сытника уже должны были сместить с должности, и суд, собственно, подтвердил законность оснований, но в ноябре все изменилось - Штаты "надавали" Украине по носу, мол, не зарывайтесь, у него тут ещё дела есть! А и действительно, есть: вскоре, в начале декабря, НАБУ начало гонения сотрудника Офиса Президента Олега Татарова. В ответ на заявления Татарова о необходимости смещения Сытника, в его адрес полетели обвинения и , правда, сомнительного содержания. К слову, последние основаны на доносе одного "заложника" НАБУ, взятого на разворовывании госсредств, бывшего нардепа Максима Микитася - показания он успешно обменял на свою свободу.
Однако тут дело намного глубже. Ранее Татарова собирались поставить главой ГБР, и Западу эта идея пришлась не по вкусу… Тогда-то в дело пустили "филию" Штатов по контролю за "незримыми финансовыми потоками" отечества, возглавляемую Сытником. Так что публичный конфликт оказался лишь верхушкой айсберга, а под водой – очередная война за сферы влияния.
Позже в ситуацию вмешалась Ирина Венедиктова – и получите ещё одно уголовное дело – против Генпрокурора, мол, незаконно встряла, сорвав вручение Татарову подозрения. В общем, производства в НАБУ за год отштамповали лихо, да и негативное влияние Сытника на правоохранительную вертикаль уже многие отметили. Поговаривают, что уже и наши международные "партнеры" ему ищут замену, но окончательная рокировка кадров пройдёт уже после инаугурации нового президента США.
В Офисе Генпрокурора, кстати, несмотря на то, что за 2020 сменилось два главы ведомства, все по-прежнему… бьётся в конвульсиях в попытке сделать что-то полезное, но все никак. И назначение Венедиктовой ничего не изменило (понятной дело – у каждого режима должен быть свой прокурор). Хотя начинала Ирина Валентиновна очень лихо. Ещё за несколько дней до её назначения у многих в буквальном смысле задрожали коленки. Но дальше обещаний начать активную работу пока дела не зашли. Хотя кадровая политика выстроена не плохо - убрали скандальных персонажей, укрепили руководящий состав. В общем есть вероятность, что эта карета может поехать. Но ее движение до сих пор зависит от того, с кем будет играть Венедиктова, а она пока продолжает наживать себе врагов и изображать независимость.
Торговцы данными.
Отдельная история с НАЗК. По нашей инсайдерской информации там наладили активную работу с конфиденциальной информацией. С приходом в структуру бывших журналистов скандального издания Bihus.Info и началом сотрудничества с агентством скрытая информация в декларациях некоторых чиновников, не предназначенная для разглашения, стала достоянием общественности. Последние расследования Дениса Бигуса основаны именно на этих данных.
Поговаривают в самой структуре, что не редкими стали и заказные проверки деклараций. Какие-то спускают сверху, чтоб приструнить политических оппонентов, а другие и вовсе заходят за деньги. Тут объективно полно работы для НАБУ, но это же дружественная структура… В остальном дела идут довольно глухо – недавно КС , что НАЗК систематически разбрасывается обвинениям о препятствовании их работе дабы попросту ничего не делать.
А ведь у нас ещё и САП… - зачем в государстве такое количество антикоррупционных органов, не понимают, наверное, даже во власти. Эффективность – сомнительная, работа – безалаберная. Ну хоть информацию на Запад поставляют исправно, правда, для государства, вероятно, куда эффективнее была бы старая правоохранительная модель и распределение антикоррупционных функций среди существующих органов.
Сломанная игрушка.
И так – СБУ. Чем же отличись безопастники в 2020-м году? Да ничем, собственно – полный штиль. После прихода Баканова, кажется, структура просто самоустранилась. Все сложные операции проходят под контролем полиции. Конечно, о защите государственной безопасности силами СБУ, как должно, и раньше-то речи не было – коммерческая структура, частная охрана, вписанная в госсистему. А за последний год она и вовсе стала какой-то сломанной президентской игрушкой. Чего ещё ждать, когда во главу такой структуры ставят не какого-нибудь прожжённого генерала, а руководителя ООО … Эта идея провальная, даже с точки зрения, влияния на СБУ – толку от того влияния, когда игрушка сломана? (Хоть бы замов опытных назначили…). Глава службы, мягко говоря, не соответствует требованиям занимаемой должности и эффективность работы службы сразу не то, чтобы упала…обнулилась! Более того, по информации из ведомства, многие процессы в СБУ остановились именно из-за страхов Баканова двигаться вперед. А как иначе? Работа в подобной структуре требует не абы какой психологической закалки!
В общем, самое время назначить в СБУ опытных профи, которые оживили бы структуру, иначе её можно просто утилизировать – чтобы зря госсредствами не разбрасываться.
Островок стабильности в пучине хаоса.
В общем, на фоне происходящего в правительственных органах бедлама (да и не только в правоохранительном секторе) в структурах МВД продемонстрировали завидную стабильность. Конечно, во многом это связано с тем, что хаотичные кадровые перестановки МВД не затронули. Арсен Аваков продолжаетукреплять позиции в политике. Сегодня уже очевидно, что его опыт и возможности значительно переросли кабинет руководителя ведомства. Во многих вопросах он стал опорой президенту. Как результат – все кризисы 2020 года тянуло на себе в основном МВД. А ведь в других структурах (тот же НАБУ или СБУ, да и Минобороны) проблемы связаны как раз-таки с руководящей верхушкой.
По большому счету, стабильность в ситуации с COVID удерживало именно это ведомство: начиная от беспорядков, которые сами по себе были опасны для здоровья людей, заканчивая пресечением незаконного заработка на распространении эпидемии и обеспечением борьбы с самой инфекцией.
К полиции, конечно, замечания остаются. Даи с кадрами такая же проблема, как и в других ведомствах - большой отток из-за низких зарплат. Но, несмотря на сложности, реформы продолжаются. И все же тут есть позитивные сдвиги - патрульная полиция, уход в цифру, камеры видеофиксации нарушений скоростного режима и правил дорожного движения, а как следствие снижение количества ДТП. Продвижение в резонансном убийстве журналиста Павла Шеремета - задержаны все исполнители, правоохранители почти вышли на заказчиков. МВД хорошо проявило себя и в работе со стихийными бедствиями (те же тушения пожаров, охвативших несколько областей или ликвидация последствия наводнений на Западной Украине, которые побороли силами ГСЧС и полиции).
"Чёрная пятница" в Минобороны.
Бюджет 2021 предусматривает увеличение финансирования Минобороны на 121,7 млн грн. В масштабах государства сума небольшая, но и такая надбавка слишком-то нецелесообразна. Не бюджет надо увеличивать, а производство! Ведь, учитывая размах коррупции, подтачивающей отечественный оборонпром, любая надбавка – это убытки. Увы, стоит признать, что происходит сознательное разрушение "УкрОборонПрома". Началось оно давно и останавливать это пока никто не собирается. Распродажа имущества идёт полным ходом. В частности, "Антонов", который входит в состав "УкрОборонПрома".
"Убыточное предприятие" - приговор, который так часто звучит в концерне "Антонов". Множество предприятий уже успешно подерибанили, прикрываясь этим вердиктом. Теперь очередь дошла до ГП "Антонов" - вокруг него, как саранча, уже столпились застройщики. Дело в том, что во владении предприятия огромное количество земли в Киевской области и Киеве, которая, скорее всего, уйдёт за копейки. Её, поговаривают, уже давно поделили. Да и в целом под конец года в Минобороны заявили о планах ликвидировать 44 предприятия, 5 – приватизировать.
К слову, один из причастных к уничтожению отрасли - вице-премьер-министр и глава Минстратпрома Олег Уруский, также подрабатывающий незаконными отчуждением земли и недвижимости. В 2014-м он незаконно отдал 10 гектаров в центре Киева частнику под застройку. Позже, будучи главой "Госкосмоса" обеспечил "добро" на отчуждение имущества "Киевского радиозавода", завод "Арсенал" ждала та же участь. Из госагентства его уволили за разглашение секретки, правда, в СБУ помогли избежать ответственности. И все же он продолжает "опекаться" оборонным сектором и в этом году.
А в 2020-м по плану должна проходить реформа оборонно-промышленного комплекса, если бы не диверсия из рядов Минстратпрома… То в ноябре "УкрОборонПром" заявляет о препятствиях в реализации реформы со стороны этого ведомства. То министерскую верхушку обвиняют в управлении кадровыми вопросами в ручном режиме: на том же ГП "Антонов" вмешательство Уруского с целью контроля и передела прибыли привело к увольнению президента авиастроительной компании в середине ноября, аналогичная ситуация и в "Госкосмосе". При этом к Минстратпрому под конец года накопились вопросы о невыполнении прямых обязанностей, в частности, по формированию и обеспечению реализации государственной военно-промышленной политики. Да и задание по изготовлению кислородных концентраторов для спасения больных COVID-19 в Минстратпроме провалили, - очень заняты были, похоже.
Тушите свет.
И на последок – ГБР. Сейчас сама большая проблема Бюро - кадровая политика. Из-за отсутствия веры в светлое будущее тут начался серьезный отток кадров. Это связано со скандальным уходом Романа Трубы: тогда на "пленках Ермака" услышали запись, сделанную в кабинете Трубы. Эта ситуация полностью скомпрометировала правоохранительный орган...Сейчас, по сути, и дела-то вести некому. Новое руководство так и не смогло укрепить личностный состав. Это и стало основной причиной неэффективности работы органа. Хотя на него возлагали существенные надежды в обществе. Но опять же - страх Зеленского, который он посеял в СБУ, докатился идо ГБР. Теперь это обычное похоронное бюро для уголовных дел против чиновников.
Красная черта.
Подводя черту, отметим: размах невежества в органах власти, в том числе и правоохранительных, достигает красного сектора. Уже вот-вот зазвучит сигнал тревоги. Правоохранительные вопросы фактически полностью закрывает МВД. Остальные – либо дерибанят, либо работают на другое государство. И все это вызывает один вопрос -как долго Украина протянет в этой ситуации?