Во Львове снесли памятник архитектуры

На месте дома известного композитора Ярослава Ярославенко собираются строить высотку. Убийство памяти. Именно так назвали снос дома известного украинского композитора и дирижера Ярослава Ярославенко на улице его же имени. По данным Общественного форума Львова, на месте дома застройщики планируют построить многоэтажку. При этом здание входит в перечень памяток истории и архитектуры.

Застройщики разрушили поместье Ярославенко в день 50-й годовщины его смерти.

На месте дома известного композитора Ярослава Ярославенко собираются строить высотку. Убийство памяти. Именно так назвали снос дома известного украинского композитора и дирижера Ярослава Ярославенко на улице его же имени. По данным Общественного форума Львова, на месте дома застройщики планируют построить многоэтажку. При этом здание входит в перечень памяток истории и архитектуры.

Поместье и земля стоят миллион долларов

– В нашем городе – это тревожный знак, поскольку есть масса памятников архитектуры, которые находятся в очень выгодных местах, – возмущается Олег Мацех, координатор общественной организации, протестующей против снесения дома. – Так, например, одна сотка земли в районе, где ранее стояло снесенное здание, стоит до 100 тысяч долларов. А всего поместье Ярославенка имеет 12 соток. Поэтому заплатить штраф в размере 100 необлагаемых минимумов для застройщика – сущий пустяк, ведь речь идет о какой­то тысяче гривен.

По словам Олега Мацеха, подобное варварство с памятками архитектуры для Львова не редкость. Просто раньше это все делали без лишней шумихи. Но чтобы сносили дом композитора, в честь которого названа улица – такого еще не было.

– Застройщика предупреждали все, – говорит архитектор Юрий Волощак. – Первым делом он снес памятную табличку о том, кто жил в доме. Это стало сигналом для всех небезразличных львовян. Уже тогда, в начале 2008 года, в городской совет стали приходит письма от архитекторов, общественных организаций… Никто и подумать не мог, что дом великого композитора, который, кстати, сделал первую «оркестровку» гимна Украины и написал 14 самых популярных маршей, снесут вообще.

Мусор вывезли в тот же день

Управление охраны исторической среды Львовского городского совета своим указом предложило новому собственнику дома пану Мельнику составить «охранный договор». Только после этого он мог бы продолжить строительные работы. Тот никак не отреагировал на это и сделал, как считал нужным. Для того, чтобы замести следы сноса дома, сразу же после работы экскаватора весь строительный мусор вывезли. Примечательно, что по стечению обстоятельств сносили дом Ярослава Ярославенко… в день 50­-летия от его смерти.

– Я стояла возле машин, когда сносили дом известного композитора, – рассказывает «КП» жительница соседнего дома Ольга Иванив. – В тот день на нашей улице было многолюдно – застройщик привез частную охрану, были также и милиционеры. Тогда приехал и сын пана Мельника. Все соседи начали возмущаться – как это так. А он спокойным тоном ответил, чтобы мы не волновались – мол, посмотрите, что политики на государственном уровне делают, а вы тут о памятке архитектуры. Вот так. Я Ярославенко помню еще живым. Очень хороший человек был…

Обещаем почтить память Ярославенко 

Ростислав МЕЛЬНИК, застройщик

– Дом по улице Ярославенко, 30 уже на момент покупки находился в аварийном состоянии. Кроме этого, за последние 50 лет предыдущие владельцы не раз перестраивали его. К несчастью, на момент покупки меня не предупредили о том, какое значение имеет этот дом для всех любителей творчества композитора. Не было специального знака, который свидетельствует о памятке архитектуры, мне не предложили подписать памятнико­охранный договор. Я обещаю, что сделаю все возможное, чтобы почтить память человека, который жил в этом доме.

Олег Мацех, координатор Общественного форума Львова:

– У меня на руках есть все документы по поводу этого дела. Вот уведомление от Управления охраны исторической среды Львовского городского совета от 6 августа 2008 года, в котором данное ведомство просит п. Мельника в 30­-дневный срок составить охранный договор на памятку архитектуры. Снесли же дом 11 сентября.


Так выглядел дом до того как приехали бульдозеры.