Есть красивая легенда о том, что сердце этого человека начинало биться быстрее, когда космический корабль пролетал 48 градусов северной широты и 38 восточной долготы. Но сам космонавт Александр Волков признается, что это далеко не легенда - датчики действительно уловили его связь с родиной. Этот человек всегда с гордостью сообщает: Мой позывной - "Донбасс"!". Именно это позывной могла слышать вся планета во время сеансов связи с космическими кораблями, на которых летал Александр Волков в качестве командира. Сейчас семья этого человека стала первой в мире космической династией, и в эту минуту уже Сергей Волков работает за пределами планеты. 17 сентября исполняется 23 года с момента первого полета Александра Волкова к звездам. Накануне этой даты "Комсомолка" пообщалась с легендарным исследователем космоса.
"Решение принял сразу"
- В 60-е годы, наверное, не было ребенка, который не мечтал увидеть планету из космоса. Вы помните момент, когда узнали о полете Юрия Гагарина и когда вы поймали себя на мысли, что хотите летать?
- Я очень хорошо помню 12 апреля 1961 года. Мне было 13 лет. В Горловке было очень солнечное утро. Мы на школьной перемене выбежали во двор поиграть в баскетбол, а на улице у нас стоял очень большой динамик. И тут вдруг через него торжественно объявили, что первый человек планеты Земля полетел в космос. Мы, наверное, даже до конца не понимали, что это такое, но тут такое началось, что мы побросали мячи и стали кричать на весь двор "Ура!". Но когда у меня самого спрашивали, кем я хочу быть, я еще до школы отвечал - моряком. Объяснял я этого просто - очень хотелось увидеть мир! Но уже после полета Гагарина у меня сомнений не осталось. Когда пришло время принимать решение в старших классах, я знал, что хочу быть военным летчиком. Поэтому я без колебаний отнес документы в Харьковское высшее военное авиационное училище.
- Как родители отреагировали на такой выбор?
- Папа в целом положительно, только предупредил меня, что полеты на истребителях, при сверхзвуковых скоростях могут серьезно отразиться на моем здоровье как мужчины. Но, слава Богу, у меня уже 2 взрослых сына! А вот мама очень не хотела. Переживала за меня. Но в итоге мы сошлись на том, что раз я выбрал, значит, я действительно хочу этого от жизни.
"Нам задавали вопросы, от которых мы белели и краснели"
- Чем вы стали заниматься после учебы в Харькове?
- Я получил образование летчика-инженера, и меня оставили в училище летчиком-инструктором. 6 лет я учил курсантов летать на реактивных истребителях. А потом в полк пришел приказ главнокомандующего ВВС СССР об очередном наборе в отряд космонавтов. Было, наверное, человек 20 желающих из нашего училища, но прошли только двое - я и Владимир Васютин.
- Для того чтобы попасть в отряд космонавтов, нужно сдать рекордное количество экзаменов, медкомиссий и сотни тестов. Какие требования вас удивили?
- Сначала мы проходили пробные медобследования в Харькове. Нужно было установить, стоит ли нас вызывать в Москву и выдергивать с летной работы. Однако такого жесткого медобследования не проходил никогда! Все - от корней волос до ногтей на ногах - в подробностях изучалось. Фактически 3 недели медицинской экзекуции. Когда зачитали приговор: "Здоров!" - это была победа. У нас потом шутили, что на самом деле это диагноз: "абсолютно здоров". А дальше пошли психологические тесты и собеседования на предмет умственного развития. Психологи, правда, копали глубоко. Мне задавали такие вопросы, от которых я краснел и белел. Вот представьте, в советское время, 1976 год, услышать вопрос: "Вас влечет к лицам мужского пола?"
"Я улетел из СССР, а вернулся в Россию"
- Когда вы впервые полетели в космос?
- 17 сентября 1985 года на корабле "Союз Т-14" мы с Владимиром Васютиным и Георгием Гречко полетели к станции "Салют-7". Я в этом полете был космонавтом-исследователем. Впервые в этом качестве взяли не ученого, а человека в погонах. Моя задача была - работа на обороноспособность нашей страны. А кроме того, мы выращивали кристаллы белков. В невесомости они получаются идеальной формы. Такой белок нельзя получить на Земле. Потом все это направлялось на изготовление разных лекарственных препаратов.
- Вы установили рекорд по пребыванию в открытом космосе. Сколько часов вы там находились?
- Я выходил 2 раза, в общей сложности я пробыл там больше 10 часов. А рекорд я установил во время второго полета. Тогда впервые мы выводили иностранца за борт станции. У нас была задача - установить и раскрыть французскую конструкцию за бортом. Мы тренировались для этого на Земле в гидролаборатории, там рассчитали, что на такую работу уйдет примерно 4 часа 50 минут. А ресурс скафандра у нас 6 часов. Однако, когда мы оказались уже в открытом космосе, произошла внештатная ситуация - конструкция не открывалась. Мы должны были с расстояния 10 метров следить за ее автоматическим открытием. А тут сбой. Ну что делать? Задача на русскую смекалку! Я подхожу к этому устройству и изо всех сил 28 раз стучу по нему ногой. А масса у меня со скафандром была неплохая - 180 кг, наверное.
- Открылась?
- Конечно! Но пока мы пытались открыть эту конструкцию, вместо 4 ч 50 мин, мы задержались в открытом космосе на 5 часов 57 минут. То есть у нас было всего 3 минуты в запасе, чтобы вернуться на станцию. Но мы справились! Это потом занесли в Книгу рекордов Гиннесса как самое долгое время пребывания в открытом космосе. Уже после возвращения нас принимал Жак Ширак, он тогда был мэром Парижа, и вот когда он узнал, что я ногой открывал их конструкцию, прозвал меня Космическим Пеле. Мне тогда вручили медаль почетного гражданина Парижа и орден Почетного легиона.
- У вас произошел уникальный случай, вы вылетели из СССР, а вернулись уже в 1992 году в Россию. Как вы восприняли эту новость за пределами Земли?
- Нам сообщили об этом на борт почти сразу. Мы много говорили об этом, но восприняли такую новость печально. Сложно смириться с тем, что твою огромную мощную страну развалили. Однако нужно сказать, что на нашей внутренней работе это никак не отразилось. Люди, которые занимались этим полетом, продолжили это делать.
"Я разговариваю с сыном через Хьюстон"
- Вы первый в мире основатель космической династии. Как случилось, что сын выбрал вашу профессию?
- Он посидел за штурвалом истребителя, когда ему было 4 или 5 лет. Было лето, садики закрыты, и я взял его с собой на аэродром. А когда самолет был свободен, я его посадил в сверхзвуковой истребитель "МИГ-21" на место пилота, показать, что это. И вот тогда загорелись его глаза.
- Но потом пришлось делать сложный выбор. Сергей пришел в ваш отряд...
- Да, я был руководителем отряда космонавтов, и, когда мне на стол легло заявление сына, мне нужно было писать рапорт об увольнении. Сын не может работать под руководством отца. Я горжусь им, с одной стороны, но, с другой стороны, все равно у меня всегда есть тревога за него.
В данный момент Александр Александрович, хотя и закончил космическую карьеру, небо не бросил. Сейчас он советник генерального директора международного аэропорта "Шереметьево" в Москве. Правда, до этого успел себя попробовать в роли президента телеканала "Муз-ТВ" в течение нескольких лет. Но, как признается, "крылья" не оставляет и сейчас - периодически садится за штурвалы реактивных истребителей "Л-29" и "Л-39". Кстати, сейчас у Александра Волкова подрастает уже внук - Егор. И, кто знает, возможно, космическая династия будет продолжена.
Из досье "КП"
Александр Волков родился 27 мая 1948 года в городе Горловке Донецкой о области. В 1970 году закончил Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков имени С. И. Грицевца по командно-авиационной специальности. Первый полет совершил 17 сентября 1985 года, второй - 26 ноября 1989 года, третий - 2 октября 1991 года. Продолжительность полетов - 391 сутки 11 часов 52 минуты 16 секунд. Число выходов в открытый космос - 2. Продолжительность работ в открытом космосе - 10 часов 12 минут. Герой Советского Союза. Обладатель целого ряда государственных наград. Женат. Имеет двоих сыновей.