Биографическая драма «Другой Франко»: прожить всю жизнь за один день

Каким вышел байопик о младшем сыне выдающегося поэта.

кадр из фильма

8 февраля в украинский прокат наконец-то вышла лента сложной судьбы « Другой Франко ». Она должна была выйти еще в 2020-м, но то ковид, то полномасштабное вторжение, то создатели фильма ждали удобного времени – и вот это время пришло.

Но… как признался один из авторов сценария Тарас Боровок перед премьерой картины:

«Скажу честно, на уровне синопсиса мы его переписывали раз 10. Это то, что я могу вспомнить, потому что прошло пять лет с момента написания. Мы не участвовали в процессе съемок, до нас доходили слухи, что что-то переписывали, что-то выбрасывали, и самому интересно посмотреть, что из этого получилось».

И, возможно, авторы сценария в конечном счете были очень удивлены. Каким вышел этот фильм и кому его стоит смотреть – в эмоциональных впечатлениях Коротко про.

Байопик «Другой Франко» рассказывает о сыне Иване Франко – Петре. Незаурядную и многогранную личность. Он был одним из основателей украинского «Пласта» и авиации в Украинской Галицкой армии, военным летчиком, попал в польский плен, сбежал из него благодаря своему уму. Был свидетелем Голодомора в Харькове 1932-1933 годов. Когда вернулся в уже советский Львов, стал депутатом Верховной Рады УССР. Был женат на Ольге Билевич (Франко) – авторе известных кулинарных книг. Кроме того, Петр Франко – ученый, причем в области пищевых технологий, имел 36 научных патентов и изобретений. Судьба его завершилась трагически: в 1941 году был репрессирован, как он погиб – неизвестно до сих пор.

Авторы фильма решили показать почти всю жизнь Петра Франко, но через призму одного дня. Последнего дня перед арестом. К нему в гости на семейный праздник является давний друг, с которым они вместе начинали в «Пласте», любили одну и ту же женщину, пересекались множество раз в сложных жизненных ситуациях. Поэтому через флешбеки в картине мы узнаем историю сына Каменяра, а сам он решает посвятить этот день семье. Флешбеки получились смазанными и нечеткими, но общую информацию считать можно.

Рассказать широкой публике, каким интересным человеком был младший сын Ивана Франко, показать малоизвестные и известные элементы истории Украины от 1911-го до 1941 года, собрать каст из прекрасных актеров, найти интересный ход для подачи – казалось, что могло пойти не так? Все залог успеха на руках. Но получилось немного, знаете ли, по поговорке «идея – прекрасная, реализация… плохая».

Значительную часть фильма не покидает мысль, что авторы считают зрителя, мягко говоря, не очень умным. Поэтому можно ему подсовывать поляка, который говорит по-польски так, будто он ее учил по вывескам в Бедронке, высокопоставленного офицера, который под танго приглашает даму на вальс, путать даты, показывать кухню галицкой хозяйки, заставленную множеством пустых бутылок (для декора, что ли? )… И многие другие детали, которые вроде и на сюжет не влияют, но оставляют ощущение камешка в ботинке, который все время мозолит и ужасно раздражает. Добавьте к этому плохие диалоги и не всегда четко прописанную мотивацию персонажей – и будете испытывать ощущение «испанского стыда».

Но, конечно, есть и хорошие моменты, что делает этот фильм вполне подходящим для, например, семейного просмотра с детьми. Это элементы приключенческого жанра, изображения быта Львова того времени (съемки проводились в музее «Дом Франко», поэтому все отражено правильно – но видно, что это помещение музея, а не дом, где любят, страдают, готовят – то есть живут).

Прекрасное в фильме – это подбор актеров и актерская игра. Особенно учитывая, что актеры и авторы сценария сотрудничали с родственниками Франко, чтобы достоверно сыграть персонажей.

Вячеслав Довженко выложился в роли Петра Франко чуть ли не по полной. Особенно он убедителен в роли заботливого отца, главы семьи.

«Самое дорогое, что было для меня, это открыть его, какой он был отец, какой он был друг, какой он был муж – и это была основа в этой работе», - рассказывал актер в интервью Алине Доротюк. А еще (в видении Довженко) Петр Франко - человек, который шел на многие компромиссы с советской властью, чтобы сохранить и семью, и, по возможности, других людей. Именно такой образ Франко и удалось реализовать актеру.

О друге Петре Франко – Андрее Грищуке – в исполнении Ахтема Сеитаблаева много не будем говорить, чтобы не спойлерить, мы и так знаем его как хорошего актера.

Очень удачно подобранные актеры на роли молодых Франко и Грищука – Роман Кулиш и Андрей Фединчик соответственно. Молодые актеры сыграли не менее сильно, чем их старшие коллеги.

Удалось передать непосредственность юной 16-летней дочери Франко – Иванны – актрисе Ирине Кудашовой. На премьере она признавалась, что ей тоже хотелось показать, что Петр Франко был хорошим отцом. Не без пафосных проблем (но это в большей степени недостатки сценария и режиссуры) актриса Яна Коверник передала бескомпромиссность правдолюбивой и честной старшей дочери семьи Франков – Веры. Ольгу Франко сыграла невероятной красоты актриса Ивано-Франковского драматического театра – Надежда Левченко. И, глядя на ее героиню, понимаешь, почему любовь к ней оба мужчины пронесли через столько лет.

Но главная заслуга фильма – и здесь уже не поспоришь, – создателям картины это удалось: вызвать интерес к личности Петра Франко и желание узнать о нем больше. А заодно разобраться, что еще не так с этим фильмом: где историческая правда, а где красивая выдумка?

Бонус: саундтрек фильма «Розпрощався стрілець» в исполнении «Пиккардийской терции» – ужасно пронзительно, мурашки по коже.

О ФИЛЬМЕ И КОМАНДЕ

Жанр : биографическая драма

Режиссеры : Игорь Висневский, Виталий Малахов

Сценарий : Тарас Боровок, Дмитрий Наумов

Год создания : 2020

Бюджет : 30 000 000 грн.

В главных ролях : Вячеслав Довженко, Надежда Левченко, Ахтем Сеитаблаев, Яна Коверник, Ирина Кудашова, Максим Донец, Роман Кулиш, Андрей Фединчик, Лилия Юськевич.

Продолжительность : 01:30