Гиперопека родителей доводит детей до безумия и убийств

В Швеции мать не выпускала сына из дома 28 лет.

Соцсети

Швеция гудит от ужаса и возмущения: в одной из квартир Стокгольма случайно обнаружен сорокалетний мужчина, который 28 лет не покидал дом. Как позже выяснилось, в 1992 году мать забрала его из школы и после этого ребенка никто не видел.

Без зубов и с пачкой чипсов

Обнаружила "затворника" случайно его сестра, которая давно подозревала, что с мамой что-то не так. Воспользовавшись тем, что мать поехала в больницу, женщина впервые за много лет вошла в квартиру и обнаружила лежащего на полу под одеялом брата, который прошептал ее имя.

В квартире пахло гнилью и царил настоящий хаос – она была завалена мусором настолько, что свободны были только узкие проходы.

Как сообщает шведское издание Aftonbladet, рядом с жертвой чрезмерной материнской опеки стояли миска с чипсами и банка с консервированной скумбрией. Как он должен был этим питаться, непонятно, ведь у мужчины во рту отсутствовали зубы. Также на его теле были обнаружены раны и ссадины, к счастью, не опасные для жизни. 70-летнюю мать арестовали за незаконное лишение свободы и нанесение телесных повреждений, а сына отправили в больницу, где ему прооперировали ноги.

Шведские газетчики пообщались со школьными учителями, которые вспомнили подростка и рассказали, что мальчик был всегда голоден. Одна из педагогов рассказала, что на ее вопрос, когда мальчик последний раз ел, тот ответил "вчера за завтраком". Учительница доложила об этом руководству школы, которое выразило обеспокоенность, но на этом все и закончилось

Сейчас полиция выясняет в муниципалитете Стокгольма и в школе, почему они не сообщили об исчезновении ребенка и где все это время были органы опеки. Муниципальные службы божатся, что отнесутся к инциденту не в пример серьезнее, чем 28 лет назад, перерывают архивы и винят себя в том, что пропустили исчезновение 12-летнего мальчика как из школы (а в Швеции школьное образование обязательно для всех и строго контролируется), так и из социума. Одноклассники вспоминают, что он был стеснительным и одиноким. Однако и они не забили тревогу по поводу исчезновения одноклассника.

Полиция не сообщает детали и не отвечает на вопрос: такое поведение матери - проявление гиперопеки или серьезное психическое заболевание? По словам прокурора Эммы Олсон, на допросах женщина ничего не комментирует.

Вполне возможно, что расстройство психики было у обоих, предполагают шведские психиатры. Иначе как объяснить, что подросток согласился на заточение и ни разу не попытался сбежать?

Не любящая мама, а эмоционально холодная женщина

- Эта история уже пошла по миру, о ней много говорят. Оказывается, у мамы был первый ребенок, который умер в трехлетнем возрасте. Когда родился второй – вот этот несчастный сын – она дала ему имя умершего. И сообщала всем вокруг, что никому не позволит его забрать. Это были первые звоночки, что у матери не все хорошо с психикой. Воздержусь пока от постановки диагноза по газетным статьям, но очень похоже на шизофрению, - прокомментировала "КП" в Украине" психотерапевт Ольга Куценко. - Есть такое понятие "шизофреногенная мать", чье поведение толкает ребенка к развитию у него шизофрении. Признаки такой матери: доминирование в семье, жесткий контроль жизни окружающих, причем, чего они хотят на самом деле – ее не интересует. Это не любящая мама, а эмоционально холодная женщина. В этой ситуации об отце не сказано ни слова, его нет в жизни этой семьи. Мать не позволяла дочери приходить в квартиру, была холодна с ней. Зато во втором сыне видела умершего первого и окружила его полной защитой в своем понимании. Сын, похоже, тоже был склонен к заболеванию или уже находился в латентной его стадии. Мать своим поведением заставила его отказаться от своих желаний, потерять ощущение реальности мира, стать полностью пассивным. Склонные к шизоидному типу дети всегда слушаются своих матерей, никогда не возражая и со всем соглашаясь, даже если считают иначе. Этим и можно объяснить то, что, войдя в бунтарские 14-17 лет, мальчик не попытался вырваться из-под опеки мамы и из изоляции. Мать внушила ему, что окружающий мир опасен, а дома спокойно, и подавила любую волю к свободе.

Самая больная девочка Америки

Для Швеции эта история - сильнейший стресс, для многих других стран – не то чтобы привычная, но имеющая иногда место быть ситуация. Еще на слуху история с американкой Джипси Бланшар, которую ее мама Диди лечила от десятка болезней – начиная от проблем со зрением и слухом и заканчивая слабоумием, параличом ног, лейкемией…

Список болячек Джипси занимал не одну страницу, над диагнозами плакала вся Америка, собирая для несчастной 15-летней девочки пожертвования. Фотографии лысой (мама стригла девочку, объясняя, что от химиотерапии волосы все равно выпадут), беззубой (зубы сгнили от многочисленных лекарств) Джипси на инвалидной коляске с катетерами и зондами в животе не оставляли никого равнодушным.

Диди неустанно выкладывала фотографии и в подробностях рассказывала о непрекращающемся лечении своей больной дочери, бегала по врачам, уверяя, что положит жизнь ради здоровья своей несчастной Джипси.

В общем, примерно так и вышло. Суперзаботливую маму нашли зарезанной в 2015 году в доме, на который американцы скинулись после урагана "Катрина" в Новом Орлеане, дабы "самой больной девочке Америки" было где жить. Диди убили, а Джипси со своей инвалидной коляской пропала. Нашли девочку довольно быстро – и после ее откровений американская нация прозрела.

Джипси на самом деле было не 15, а 20 лет, ничем серьезным она не болела, если не считать легких проблем со зрением. Однако по настоянию мамы, уменьшившей дочкин возраст (видимо, потому что взрослым меньше подают), ей делали множество операций и медицинских процедур, врачи выписывали ящиками лекарства от всего сразу и никто (никто!) не вчитывался в результаты анализов и не прислушивался к медицинскому чутью, которое буквально кричало о том, что девочка здорова.

Когда она выросла, то вместе с найденным в интернете другом спланировала убийство мамы. После чего спокойно отправилась вместе с бойфрендом в тюрьму на 10 лет и из-за решетки заявила, что здесь ей жить вполне хорошо и даже лучше, чем с родительницей. У Джипси отросли волосы, ей вставили зубы, и ест она теперь как все, а не через трубку в животе.

Фемида осудила Джипси Бланшар, а вот общество признало, что, в общем-то, девочку понять можно. Конечно, массовые индульгенции на убийства из-за этого никто не раздает, но и такие маниакальные мамы есть далеко не у всех.

Мама приписала Джипси целый букет смертельных болезней.Фото Соцсети
В тюрьме девушка чувствует себя... счастливой. Фото Соцсети

Одни бегут, другие смиряются

Американцы Давид и Луиза Турпин, томимые, конечно же, только опекой, держали в доме на цепи 13 (!) своих детей в возрасте от 2 до 29 лет. Ничего предосудительного в этом не видели, правда, и внятно объяснить, почему именно так они понимают заботу, не смогли.

Полиция узнала о происходящем благодаря звонку одной из сбежавших из дома дочерей Турпинов. Приехав по вызову, полицейские были шокированы тем, что даже вполне взрослые дети, от 18 лет и старше, даже не пытались освободиться.

Соседи утверждают: семья вполне нормальная, хоть и жили обособленно, но в США и не принято заглядывать через забор друг к другу. Ну не видели детей, играющих на улице, – мало ли, дома развлекаются. Не ходили в школу – тоже ничего страшного, любящий папа оформил частное учебное заведение по своему адресу. Как бы ничего такого, криминального, с виду и нет…

В поселке Усть-Катав Челябинской области трое детей сбежали из дома, который любящая мама напичкала видеокамерами и запрещала выходить за пределы двора и общаться с кем-то по интернету. Естественно, папы в этой семье давно не было – он жил в другом регионе. Соцслужбы тоже не сильно-то интересовались семьей – она у них вообще нигде не проходила по документам.

После побега детей мама, Дина Азизова, подожгла дом и погибла в огне. По словам детей, она постоянно внушала им, что без нее они погибнут, что внешний мир жесток и опасен. Психологи предположили, что Азизова могла находиться в состоянии многолетнего психоза (шизофрению отмели сразу, поскольку женщина ходила на работу и вела вполне нормальный образ жизни в глазах соседей, коллег и знакомых). Увы, вместе с домом сгорели все документы, и невозможно установить, состояла ли женщина на учете у психиатра или нет.

Синдром имени самого правдивого барона

Случаи Азизовой и Бланшар психологи называют "делегированный синдром Мюнхгаузена". "Мюнхгаузен" - из-за того, что небылицы о болезнях и опасности окружающего мира обладатели этого синдрома выдумывают почище пресловутого барона. "Синдром" - потому что обычно речь идет о множестве каких-то симптомов. "Делегированный" - потому что страдающий этим синдромом человек делегирует, то есть причиняет вред своим близким, чтобы они заболели, или выдумывает им несуществующие болезни.

Самой простой пример, объясняющий, что такое делегированный синдром Мюнхгаузена – это мультфильм "Рапунцель". Если убрать оттуда компонент корысти из поведения "матери", то хорошо видно, как она оберегает "дочурку" от страшного внешнего мира – лес, высокий замок, "мама лучше знает"…

Любителей поискать у себя (и найти благодаря воображению) кучу болезней еще называют ипохондриками. Они с удовольствием расскажут о своих болячках, заставят выписать им кило таблеток и направления на многочисленные анализы. Иногда молодые мамы страдают легкой формой делегированного синдрома Мюнхгаузена: после того как малыш один раз чихнул – вызывают неотложку и санавиацию, подозревая у ребенка самое страшное и убеждая в этом всех окружающих (и врачей в том числе).

Справочники говорят, что критерии, по которым людям ставится синдром Мюнхгаузена, выглядят так: намеренное вызывание или симулирование болезни, большое стремление, чтобы все окружающие видели человека очень больным, и полное отсутствие какого-либо практического интереса (правового или финансового).

Сами медики разводят руками: с одной стороны, это явный разлад, который требует консультаций психотерапевта, а то и психиатра, если синдрому сопутствуют психиатрические заболевания. С другой стороны, больные получают непонятное другим удовольствие от того, что "больны", или от того, что изо всех сил заботятся о том, кто "болен". Тогда это уже может перейти в юридическую плоскость.

Увы, каких-то наработок в Украине по поводу этого синдрома, как и алгоритма действий, нет. Похоже, нет их и в Швеции, и в США, и в других странах, где родительская любовь может довести до ручки.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Жители Швеции: Мы сами взяли на себя ответственность за свое здоровье