СМИ: ГРС встала на сторону владельцев старых вагонов в вопросе их списания

ГРС Украины проводила совещания только с грузоотправителями и владельцами старого вагонного парка.

Государственная регуляторная служба (ГРС) Украины под видом всесторонних консультаций с бизнесом относительно вопроса согласования приказа Мининфраструктуры о списании старых вагонов и сокращении продленных сроков их эксплуатации проводила совещания только со стороной грузоотправителей и владельцев старого вагонного парка.

Об этом сообщило информационное агентство .

Журналисты напомнили, что ГРС блокирует списание устаревших вагонов "Укрзализныци" и частных логистических операторов, чем ставит под угрозу безопасность как грузовых, так и пассажирских перевозок. Делается это в , не заинтересованных в повышении стоимости перевозок, а также владельцев вагонов, "которые закупили подержанный подвижной состав и пытаются "выжать" из него все возможные соки".

Приказ Мининфраструктуры должен был стать логическим продолжением эмбарго,  на ввоз подержанных/списанных железнодорожных вагонов из России и других стран СНГ, где сроки эксплуатации такого подвижного состава, в том числе и продленные - существенно меньше, чем в Украине. До такого эмбарго украинские логистические компании во главе с "Укрзализныцей" закупили более 20 тыс. таких вагонов, что привело к падению ставок аренды на подвижной состав и убыткам инвесторов, которые вложились в новую технику.

После запрета на ввоз таких вагонов, участники рынка - логистические операторы и вагоностроительные заводы -  определить график списания старых вагонов, которые уже находятся территории Украины, а также усилить технические требования к допуску на железнодорожную колею старых вагонов.

 Мининфраструктуры должен был решить вопрос через постепенное выведение из эксплуатации старых вагонов (для каждого типа был разработан индивидуальный график снижения сроков "продленной" эксплуатации на 5-10 лет). Именно этот документ заблокировала неделю назад ГРС по формальным причинам - из-за якобы неправильных расчетов экономического влияния регуляторного акта на предпринимателей. Однако публично в ГРС , что действуют в интересах одной из сторон сложившейся ситуации, а именно владельцев подержанных вагонов и грузоотправителей.

Это уже далеко не первый случай, когда ГРС играет на стороне определенных бизнес-групп в вопросах, которые касаются железнодорожных перевозок. В частности, в сентябре СМИ сообщали, что регуляторная служба таким же формальным образом  повышение тарифов на перевозки порожних вагонов для "Укрзализныци" в интересах крупного бизнеса.

После публичного скандала вокруг надуманного решения ГРС по списанию вагонов, на текущей неделе стороны должны были сесть за стол переговоров.

При этом, как сообщили в правительстве, на совещание в Минэкономразвития, которое было инициировано премьер-министром и министром экономики Игорем Петрашко, и куда были приглашены уже все стороны - и ассоциации, и логисты, и вагоностроители, и представители ГРС с Мининфраструктуры - чиновники ГРС попросту не явились. Несмотря на то, что ГРС является таким же органом центральной власти, подчиненным Кабмину, как и Минэкономики.

Неформально "отговоркой" послужила ссылка на состоявшееся накануне совещание в самой ГРС. "Еще в марте Президент Владимир Зеленский, а после него - премьер и вице-премьер по развитию стратегических отраслей экономики поручали урегулировать вопрос в интересах вагоностроителей. Сейчас же получается, что Минэкономразвития во главе с Петрашко пытается эти распоряжения выполнить, а Госрегуляторная служба их саботирует", - добавляет издание.