Почему Плисецкая не садилась за руль и называла коллег "недопеченными блинами"

На днях отмечается 95-летие со дня рождения великой балерины.

РИА Новости

Муза Щедрина и Кардена

Было бы странно, если бы в ней не проснулся талант к танцу. Ее дядя и тетя - Асаф и Суламифь Мессерер - ярчайшие танцовщики и балетмейстеры своего времени, солисты Большого театра. В неполные восемь лет не без протекции тети она поступила в хореографическое училище Большого театра. Нельзя сказать, что ее путь к успеху был тернист. То, что другим давалось огромными усилиями, она усваивала на лету. Уже после первых выходов на сцену о ней заговорили как о гениальной балерине. В начале 40-х даже в незначительных партиях она затмевала прим Большого театра. Плисецкая с самого начала знала себе цену. Про других исполнителей могла резко сказать - "недопеченный блин".

Она не любила многочасовые репетиции и монотонные повторения - у нее был врожденный талант, и многое давалось легко. Там, где требовалась и зубрежка, для нее начиналась каторга. Именно поэтому, по мнению ее младшего брата Азария Плисецкого, она не смогла выучить иностранные языки и не научилась водить машину. На рутину у нее не хватало терпения. 

Эталоном женщины она долгие годы считала Лилю Брик, в моде непререкаемым авторитетом для нее был Пьер Карден, а в музыке - Родион Щедрин. С Щедриным она познакомилась в доме Лили Брик. До него у нее было много романов. По воспоминаниям самой балерины, ее первой любовью стал солист балета Вячеслав Голубин. К сожалению, танцовщик рано ушел из жизни, покончив с собой. Впервые она вышла замуж тоже за своего партнера по сцене - Мариса Лиепу. Помогла ему переехать из Риги в Москву, устроиться в Большой театр. Чтобы их выпустили на гастроли в Венгрию, они зарегистрировали брак, но уже через три месяца развелись.

Плисецкой было 33 года, Родиону Щедрину - 26 лет, когда они поженились. Это была любовь на всю оставшуюся жизнь и обоюдовыгодный дуэт. Брак с самым молодым членом Союза композиторов (Щедрин им стал в 21 год) позволил балерине вернуть благонадежность в глазах власти. До этого КГБ долго не выпускал ее на зарубежные гастроли. После того, как Щедрин от ее имени написал покаянное письмо Никите Хрущеву, Плисецкая в 1958 году полетела вместе с Большим театром в Америку.

Пенсия? Ну уж нет!

Она прослужила в Большом 45 лет, и в 1988 году главный балетмейстер театра Юрий Григорович отправил ее на пенсию. Плисецкой было уже 63 года, но все равно она восприняла это как предательство. Майя улетела в Мадрид, где возглавила Испанский национальный балет. А еще раньше она руководила балетной труппой Римского театра оперы и балета. Но административной работой, репетициями, постановками в основном занимались другие - Майя все еще хотела блистать на сцене.

Она оставалась женщиной до конца своей жизни. В туфлях на каблуке была везде, даже отправляясь в Альпы. Одеваться предпочитала у Пьера Кардена, он с не меньшим пиететом относился к Плисецкой. Он создавал ей костюмы не только для жизни, но и для сцены. Однажды она остановилась в его парижской квартире. Карден в этой квартире давно не жил. Жилище напоминало пыльный склад, но в день заселения Майи Карден лично приколотил шторы к окнам, чтобы дневной свет не мешал гостье высыпаться.

Многим знакомы приписываемые Плисецкой слова, что самая эффективная диета - это меньше жрать. В еде она действительно была неприхотлива - любила хлеб, намазанный маслом, и селедку. Она презирала старость: "Не вижу красоты в морщинах". Признавалась, что вживила в кожу лица золотые нити, чтобы ткани не провисали. Но неотразимой в любом возрасте ее делали легкость движений и живость ума.

Она готовилась к празднованию 90-летия, но 2 мая 2015 года у Плисецкой случился обширный инфаркт миокарда, который она не пережила...

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Майя Плисецкая: Что же я буду перед вами "улыбку держать" - свои люди. Давайте есть пирожные...