На месте гибели оказался случайно
Около десяти часов вечера в понедельник, 23 ноября, в селе Бартатов во Львовской области в ДТП погиб 37-летний пешеход. Было уже темно, но переход хорошо освещался. Несмотря на это, что-то помешало водителю внедорожника затормозить. Через мгновение тонны металла смели пешехода, как раз переходившего дорогу.
Новость могла пройти незамеченной – в этот день во Львове прощались с выдающимся режиссером Романом Виктюком. Но фамилия погибшего вывела ее наверх в лентах новостей.
Его знали если не все, то очень многие львовяне и те, кто увлекается модой. И уж точно каждый, кто также связал свою жизнь с дизайном, моделированием одежды и живописью.
Жертвой случайного ДТП оказался известный украинский дизайнер, основатель и организатор Lviv fashion week Петр Нестеренко-Ланько.
Без него нельзя представить украинский мир моды, именно он вывел Львов на второе место по значимости среди дизайнеров и известных персон после столичного Ukrainian fashion week. Среди кутюрье, которые приезжали на Львовскую неделю моды, были и всемирно известные, например, японский кутюрье Кензо Такада. Без Нестеренко-Ланько определенно не существовало бы и самой Львовской недели моды.
Как рассказали "КП" в Украине" друзья Петра Нестеренко-Ланько, в месте, где произошла смертельная авария, в тот вечер их друг оказался случайно. Ехал к родителям в село Заречье, но сел не на ту маршрутку. И когда понял это – вышел.
- Его должен был забрать отец, так как было довольно поздно, - рассказывает "КП" в Украине" детали рокового вечера одноклассница и друг Петра Нестеренко-Ланько Владислава Дякив. - Он был уже в пути. А утром мне позвонила его рыдающая мама…
Владислава не нашла в себе силы расспрашивать убитую горем женщину.
С лета тяжело болел
Соорганизатор Lviv fashion week Дарья Янковская, которая училась с Петром в одном вузе и работала с ним с самого начала, рассказала "КП" в Украине", что с лета он практически жил с родителями.
Петр тяжело болел – у него диагностировали онкологию. Проходил химиотерапию, лечился. Хоть это был нелегкий период, но в отчаяние он не впадал и смотрел на будущее с оптимизмом
- Он очень любил жизнь и хотел жить, - отмечает Дарья Янковская. - Но тяжелая болезнь, конечно, его поменяла, он не мог и не участвовал с лета в своей работе, связанной с Fashion Week. Больше занимался творчеством - был еще художником. Очень много рисовал, учился в академии искусств на отделении моделирования одежды. У него было дизайнерское образование.
"Мог организовать людей, чтобы сделать невозможное"
На последней Львовской неделе моды, которая прошла в октябре, ее основатель и многолетний организатор присутствовал как гость.
- В этот раз он вынужден был отойти от дел. Мы виделись на Fashion Week этой осенью, а говорили по телефону на прошлой неделе – он как раз рисовал тогда, - продолжает Дарья Янковская. – Он был светлым, позитивным, добрым человеком, таким и останется для нас. Что впечатляло – это его пассионарность (внутренняя жажда деятельности, – Авт.). Он мог организовать людей, чтобы сделать то, что кажется невозможным.
Творческая семья
Свою первую одежду будущий кутюрье создал в 16 лет.
Некоторые знакомые дизайнера отмечают – в последнее время направленность его постов в соцсетях изменилась.
- Он как будто бы объяснялся миру в любви, что ли, отмечался в разных местах. Раньше этого не делал - его посты были связаны с модой, - вспоминают его знакомые. – Постил картины… У него был рак, кажется, позвоночника, костей... Ранее умер его родной брат – в 26 лет. Мама – очень интересная личность, написала о своей семье книжку. Папа преподавал в академии искусств. Очень-очень дружная семья. Братья очень помогали Петру.
В семье Нестеренко-Ланько воспитывали пятерых детей. Отец Петра – художник, мама – журналист и писательница.
"Лучше него никто не сделает"
Вплотную занявшись творчеством, так как болезнь отрубила возможность продолжать взращивать свое детище – Lviv fashionweek, Петр начал дарить свои картины друзьям – на память. Впрочем, может, дарил и раньше, но некоторых такие подарки в последнее время удивляли.
- Он звонил мне вчера (в день смерти, в понедельник. – Авт.), поздравлял с днем рождения, - рассказывает "КП" в Украине" одна из хороших знакомых дизайнера Галина Янко. – Сказал: "У меня есть для тебя подарок, картина". Я еще так удивилась: "Для меня?" Он сказал: "Да, я написал для тебя картину".
Галину познакомила с Петром еще во время его студенчества ее свекровь, бывшая преподавательница Академии искусств во Львове София Янко. Петр был ее студентом.
- Я попросила, чтоб свекровь пошила мне курточку, - рассказывает "КП" в Украине" Галина Янко. - Она сказала: "Знаешь, думаю, я делать этого не буду - у меня есть один мальчик (она всегда его так называла - мальчик), лучше него для тебя никто не сделает". Это была моя первая дизайнерская одежда от Петра.
Свекровь Галины была заведующей кафедры и много рассказывала о талантливом студенте.
- Говорила, что лучшего студента она не знала. Можете представить, если родной человек, понимая, что я бы примерно хотела, отправляет меня к другому со словами: "Лучше не будет ни у кого", - вспоминает Галина Янко. - С тех пор мы и дружили. Это не та дружба, когда каждый день встречаются, но, когда Петр организовывал вечеринки или что-то другое – всегда приглашал. В последний раз не пошла – приболела.
Неземной друг
Галина помнит, какое впечатление на нее произвело это знакомство. Говорит – была откровенно шокирована, насколько Петр отличался от остальных студентов уже тогда.
- Он критически отличался от всех – иначе одевался, говорил, вел себя. Такой неземной был, - делится Галина Янко. - Объединял вокруг себя прекрасных, гениальных людей. Он отличался особым видением, очень многогранный парень с прекрасным чувством украинской этники. Такое бывает один раз на миллион… Он был просто другим, это нельзя объяснить. Был светлым человеком. Я не знаю других таких.
Вчера, незадолго до его гибели, Галина в последний раз общалась с Петром.
- Он сказал, что надо встретиться, - вспоминает разговор наша собеседница. - А утром я узнала из новостей, что он погиб.
По словам Галины, когда общались, Петр был в хорошем настроении.
- Прислал одно фото – на нем букет цветов, птица с клеткой, и свечка горит. Я еще так подумала – такое фото странное, - отмечает Галина Янко. – Не спрашивала, так как он сам по себе был не таким, как все, "другим" человеком, его нужно было знать, чтобы понять эти отличия. Абсолютно нестандартный. Но сейчас я смотрю на это фото с птичкой и понимаю, что есть какой-то символизм в этом всем, что случилось. Это его последние видения мира…
На фото – выбравшаяся из клетки птица, а вместо нее внутри железных прутьев горит свеча…
Этим летом всем миром львовские друзья Петра пытались отыскать его любимую собаку, пропавшую со двора. Кличка – Генык. Собака – такая же "другая", ни на кого не похожая, как и хозяин.
|
"Это было не прощание"
По характеру Петр отличался упрямством, твердостью своих решений – переубедить его в чем-то было невозможно. Хотя называли его все не иначе как "Петрусь".
- Спорить с Петрусем не имело смысла, он Овен по гороскопу, - говорят друзья.
В понедельник, 23 ноября, отмечала день рождения еще одна подруга Петра Нестеренко-Ланько – друг детства, бывшая одноклассница Владислава Дякив. За несколько часов до аварии он к ней заезжал в гости, чтобы поздравить.
Они жили по соседству, учились в одной школе во Львове, после чего Петра по его инициативе родители перевели в художественный интернат за пределами города.
Родившись во Львове, Петр Нестеренко-Ланько здесь же и жил, но часто бывал у родителей, которые около десяти лет назад переехали в село. Здесь у них красивый дом, зеленый ухоженный участок. В визитах сюда Петр черпал вдохновение и любил здесь рисовать.
- Он был для меня близким человеком, - Владислава Дякив нашла в себе силы поговорить с "КП" в Украине". – У него не было никаких плохих предчувствий. Мы вчера с ним говорили, были планы, должны были решить кое-какие вопросы. Однозначно он не предчувствовал, что это будет последний день. Он не пришел попрощаться – мы каждый год виделись на мой день рождения, и это была типичная для нас встреча. Это было не прощание.
Петр умел дружить и сохранил общение с школьными товарищами, с которыми вырос вместе. Это близкий круг, где между собой знакомы и родители друзей.
- Он был абсолютно творческим со школы, это было видно с первого класса, с первого общего вертепа, - вспоминает школьные дни Владислава. - Чрезвычайно творческий человек во всех проявлениях, с харизмой. Роли, где много текста, самые важные, отдавались ему. Какую бы роль ни брал, всегда на полную выкладывался.
Когда и где состоится прощание и похорон, пока неизвестно. Жены и детей у погибшего не было.
Петр Нестеренко-Ланько стоял во главе Львовской недели моды 12 лет. Кто теперь займет его место – неизвестно.
Вскоре суд выберет меру пресечения для водителя, сбившего дизайнера. Предварительно - он был трезв.
|
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ