Алгоритм оказался сложнее, чем казалось
Министр здравоохранения Украины Максим Степанов примерил на себя образ среднестатистического украинского пациента. Заболев ковидом, Степанов наконец решил проверить, как работает горячая линия Минздрава и как вообще лечиться обычному человеку. После звонка глава ведомства узнал, что его, не имеющего декларации с семейным доктором, в лучшем случае по телефону проконсультирует дежурный врач больницы. Или тот, кто свободен на момент звонка.
Оператор горячей линии долго пыталась объяснить Степанову внедренный им же, министром здравоохранения, алгоритм поведения больного с подтвержденным коронавирусом, но тот все никак не мог понять, что и как. Или делал вид. При этом он напрочь забыл, как в апреле лично заявлял о том, что в случае, "если появились симптомы коронавирусной болезни и у вас не заключен договор с семейным врачом, Минздрав советует сразу звонить в экстренную скорую помощь на 103". А тут уже подтвержденный диагноз! И еще говорил - "Минздрав изменил алгоритмы заключения договора с семейным врачом - теперь это можно сделать в режиме онлайн".
Корреспонденты "КП в Украине" прошли по следам министра и также побывали в шкуре больных, не имеющих декларации.
Повезло со второго раза
Номер горячей линии Минздрава министр диктовал в своем видео в соцсетях – 0-800-60-20-19. Набираем.
Первый звонок: прослушиваю напоминание о пользе мытья рук и ношении защитных масок, лозунг "победим ковид вместе!", затем долгое автоменю ("актуальная информация о COVID-19 - нажмите 1… диагностика и тестирование – нажмите 2… для ответа оператора оставайтесь на линии"), потом – заверение, что мой звонок очень важен, затем подключается оператор. Кажется, у него выключены микрофон и наушник, потому что на мое громкое "Алло!" в ответ я слышу щелканье клавиатуры компьютера и тяжелые вздохи, оповещающие о нелегкой судьбе оператора медицинского колл-центра.
Сбрасываю через пару минут вздохов и щелканья. Снова набираю. Снова слушаю о социальной дистанции, масках и "нажмите 1". Звонок важный для них. Честно жду ответа.
- Здравствуйте, оператор Максим. Как могу к вам обращаться и чем могу помочь?
- Меня зовут…
- Уважаемый абонент, вас не слышно. Говорите громче.
- Зовут меня…
- Уважаемый абонент, вас не слышно. Перезвоните позже.
И положил трубку.
С чего бы меня не было слышно – непонятно. Перепроверила на звонке соседке – меня прекрасно слышно. Эх, Максим, проверьте что ли свою аппаратуру… Если не хотите говорить – не снимайте трубку. Не давайте людям ложных надежд. А если бы я уже хрипела?
Набираю третий раз. Ну должно же когда-то повезти? Оператор Анна, дай ей бог здоровья, отозвалась. И слышит она меня нормально, и не вздыхает обреченно, по компьютеру ноготками не щелкает, тупым вопросам абонента не удивляется.
- Без декларации я, - говорю жалобно, - только недавно в Киев приехала, местных реалий не знаю. А симптомы уже имею подозрительные. Что делать, куда бежать?
- Не надо никуда бежать! - торопливо говорит Анна. – Есть у вас доступ к интернету?
Ну, не совсем я из глубинки приехала, чтобы у меня не было доступа к интернету. Есть, говорю.
- Заходите на сайт Национальной службы здоровья Украины, там есть карта мест предоставления первичной медицинской помощи. Сбоку есть панель, где вы вводите область, город и смотрите, где отмечены места в вашем районе. Там же есть контакты регистратур в поликлиниках и амбулаториях, которые ближе всего к вам. Звоните туда – и вам дадут контакты врача.
- И он будет меня консультировать по телефону в случае болезни?
- Да. И вы можете заключить с ним декларацию в онлайн-режиме.
Искренне удивляюсь.
- Это, конечно, здорово! И что, он можем меня наблюдать по телефону 24 часа в сутки?
- Ну, у разных поликлиник и амбулаторий разные форматы работы. Думаю, здесь скорее все зависит от того, какой человек ваш врач. Кто-то ведет своих пациентов и 24 часа в сутки. Но если, например, у вас ночью обострилось какое-то заболевание, а скорая отказалась приезжать, вы набираете его обязательно, и он должен вас консультировать круглосуточно.
- А направление на тестирование он даст?
- Если у вас есть явно выраженные симптомы COVID-19, ваш семейный врач даст вам направление на бесплатное тестирование. Если у вас есть желание и возможность – делайте тест в частной клинике.
Где онлайн-декларации?
Поговорив с оператором Анной, я отправилась на сайт . Есть там карта, указаны амбулатории и поликлиники в районах… Первым результатом поиска поликлиники стал какой-то гомеопатический центр (воздержусь, пожалуй), потом уже были найдены две поликлиники с адресами и телефонами. И даже со списками врачей, возле которых стояли пометки, набрали они необходимый лимит деклараций или еще можно обращаться. Во втором случае все два семейных врача уже превысили лимиты деклараций, но, может, стоит попытаться? Гомеопатический центр уж слишком далековато.
Звонок в регистратуру оказался безрезультатным – трубку никто не снял, гудки уходили в космос. Впрочем, возможно, в 16.00 звонить не стоило? Хотя мне показалось, что это не очень поздно...
Еще есть сервис , где также можно найти себе врача. И даже есть опция "Предзаполнить декларацию".
А что же онлайн-декларации на сайте Национальной службы здоровья? Я так и не нашла, где они. Пролистала все страницы, перечитала кучу новостей, отчетов и даже узнала, как в режиме онлайн можно прервать декларацию с врачом или изменить в ней номер телефона. Но как заключить хотя бы предварительную декларацию – ни слова!
На горячей линии НСЗУ по номеру 16-77 очень удивились и сообщили, что пока возможность заключить онлайн-декларацию с семейным врачом отсутствует. Слово "пока" вселило надежду – вот и министр после телефонного вояжа в систему украинского здравоохранения прозрел и, может, скоро появится какая-нибудь заветная кнопка на сайте МОЗ, НСЗУ, а то и отдельную страничку в интернете для благого дела заведут.
Пока же в Национальной службе здоровья посоветовали тот же алгоритм действий, что и в МОЗ: выбирать поликлинику поближе, звонить туда почаще, а после выздоровления заглянуть туда побыстрее и познакомиться с врачом получше.
|
Давайте по-честному
Что можно порекомендовать министру здравоохранения Украины Максиму Степанову?
Для начала: найти человека старше 60 лет и попытаться объяснить ему весь алгоритм поведения в случае появления симптомов коронавируса. Или развесить еще больше билбордов по всем городам и селам, где по пунктам расписать, куда и кому звонить, и номера телефонов чтобы ночью подсвечивались. Потому что не будут наши старики в интернете сидеть и гуглить сайт Национальной службы здоровья.
Затем: пройти тернистым путем пациента дальше. Звонить в поликлинику, добиваться консультации врача, покупать лекарства. Раз уж пошел такой откровенный разговор, то предъявить общественности чеки за лекарства, за их доставку, за тестирование… Рассказать о том, как он стоял в очереди на бесплатный ПЦР-тест. Как в аптеках не было нужных лекарств и пришлось покататься по городу – и не в собственном авто, а на общественном транспорте или, на худой конец, на такси, нарушая режим самоизоляции…
Может, немалые суммы в графе "Итого" и количество потраченного времени заставят людей немного задуматься о том, что легче и дешевле натянуть маску с подбородка на нос, чем выкладывать такое количество денег и рисковать жизнью. Не у всех коронавирус проходит так же легко, как у министра здравоохранения.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ