Нет ничего благороднее и прекраснее, чем взаимная любовь и верность. Даже праздник по этому поводу придумали (14 февраля). Но вот беда: писатели (да и читатели тоже) почему-то не находят вдохновения в безупречной чистоте чувств - им подавай роковую страсть, искушения и даже грехопадения. Поэтому многие художественные произведения начинаются со строительства любовных треугольников, а иногда и более сложных геометрических фигур. Да оно и понятно: как мы знаем, литература отражает жизнь.
Неудивительно, что изучением такого фундаментального явления, как измена, занялись ученые. Группа психологов из Норвежского института наук и технологий в Тронхейме решила выяснить, как к различным нюансам супружеской неверности относятся представители сильного и слабого пола.
Дело серьезное, надо изучить
Ученые привлекли к исследованиям 92 пары влюбленных. Независимо друг от друга юноши и девушки (фокус-группу набирали из числа студентов) заполняли подробную анкету, где описывали свою реакцию на два типа неверности партнера.
В первом варианте гипотетического сценария любимый человек просто переспал с кем-то на стороне, но без всякой влюбленности и обязательств (например, по пьяному делу или, как принято говорить, "сам не пойму, как вышло, раньше со мной такого не бывало, но я все исправлю, правда").
В сценарии № 2 все было несколько иначе (хотя, между нами говоря, тоже ничего хорошего): партнер влюбляется в другого человека, встречается с ним, но до секса дело не дошло. А может, и не дойдет. Ученые деликатно назвали это эмоциональной неверностью.
Участники эксперимента отвечали на кучу вопросов: будет ли тот или иной вид измены угрозой для отношений? Какова вероятность разрыва? Зависит ли это от прочности отношений? Как они оценивают тяжесть вины партнера? Готовы ли простить и т. д. Не вдаваясь в нюансы, надо было просто отметить по 7-балльной шкале, в какой степени участники эксперимента согласны с тем или иным утверждением.
Студенты усердно взялись отвечать на вопросы.
Не забудем, не простим
После обработки анкет нарисовалась следующая картина.
- Мужчины с большей охотой готовы были простить своей девушке эмоциональную измену. Ну в самом деле - кто из слабого пола не сох, к примеру, по Энрике Иглесиасу, Олегу Виннику или Леонардо ДиКаприо? Однако если любимая легла в постель к другому (даже если это Энрике Иглесиас, Олег Винник или Леонардо ДиКаприо), в каждом мужчине просыпался Отелло. К этой разновидности грехопадения представители сильного пола отнеслись гораздо непримиримее.
- Женщины, наоборот, готовы были в какой-то степени закрыть глаза на сексуальные похождения любимого (оступился человек, с кем не бывает, зато теперь долго будет тише воды ниже травы, да еще и шубку подарит обманутой супруге в интересах заглаживания вины). Но вот если партнер потерял голову от соперницы и испытывает к ней нежные чувства - это уже гораздо более серьезное преступление, даже если до секса там не дошло.
- Как бы велики ни были ваши прежние заслуги на ниве семейной жизни, они не спасут, если вас поймали на месте преступления. Попытки оправдать неверность избытком верности в предыдущие годы ни к чему не приведут. "Существует мнение, что если у пары были крепкие отношения до измены партнера, то у предателя больше шансов на то, что его простят. Однако мы не нашли подтверждения этому", - говорит один из авторов исследования профессор Монс Бендиксен.
- Еще один миф - о том, что женщины легче примирятся с изменой, - тоже не получил подтверждения. "Мужчины и женщины с одинаковой решимостью готовы разорвать отношения в случае неверности. Большинство опрошенных заявили: маловероятно, что я смогу простить партнеру его похождения", - говорит ведущий автор исследования Тронд Вигго Гронтведт.
С ответным словом
Нашли, кого опрашивать, - студентов
Итоги опроса комментирует журналист Александр МОНОГАМОВ
Давно и с неизменным интересом слежу за деятельностью ученых из Норвежского института наук и технологий в Тронхейме. Радуюсь их успехам. Но это их исследование меня, признаться, разочаровало.
Непростительная, фундаментальная ошибка была допущена еще на стадии подбора участников эксперимента. Студенты. Что они могут знать об изменах? Насколько глубок их личный опыт в этой области?
Отсюда и результаты: участники опроса в своих ответах моделируют свою гипотетическую реакцию на гипотетическую ситуацию.
Можно ли считать это научным подходом? Нельзя.
Совершенно очевидно, что назрела необходимость проведения подобного опроса среди взрослых супружеских пар, всякое повидавших на своем веку. Могу даже предположить самые популярные варианты ответов.
Мужчины: "Вот я щас кому-то влюблюсь в Олега Винника!"
Женщины: "Платонические чувства он к этой мымре силиконовой испытывает?! А скалкой по башке?"
Надеюсь, у нас в стране найдутся неравнодушные ученые, заинтересованные в проведении такого важного исследования.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ