Георгий Данелия: Я был прав, не пригласив Владимира Высоцкого на роль Афони

Исполняется 45 лет одному из самых знаменитых советских фильмов.

Кадр из фильма

"Афоня" был самым популярным фильмом Георгия Данелии. За год с момента выхода его посмотрели 62 млн человек ("Мимино", для сравнения, не собрал и 25 млн зрителей). В списке самых кассовых фильмов за всю историю советского проката "Афоня" занимает 15-ю строчку: позади и "Неуловимые мстители", и "Война и мир" Бондарчука, и даже "Иван Васильевич меняет профессию".

Критик Денис Горелов нашел объяснение такому феноменальному успеху: к середине 70-х огромное количество людей, подобно сантехнику Борщову, переехало из деревни в город, где они чувствовали себя отчаянно чужими, мигрантами; их спальные районы с общагами и пригороды, "лимитограды", были сродни чайнатаунам и "маленьким Италиям". Они-то и узнавали себя в герое Леонида Куравлева, отчасти списанном из жизни (сценарист Александр Бородянский вспоминал, что один сантехник влюбился в его жену и повадился наведываться в их квартиру под предлогом усовершенствования раковин в ванной комнате и на кухне).

Бунтаря из Таганки и...

Антисоветчик из ЖЭКа

Впрочем, Бородянский сначала начал писать сценарий про маляра. Потому что сам работал маляром-штукатуром в родной Воркуте (а параллельно с покраской стен заочно учился во ВГИКе - этот сценарий был его курсовой работой). Только через несколько страниц он остановился и подумал, что идет куда-то не туда. Маляр вдруг представился менее интересным персонажем, чем сантехник, ежедневно общающийся с самыми разными людьми.

Во ВГИКе сценарий не понравился - показался слишком критическим по отношению к советской действительности. Вопреки неодобрительным отзывам, Бородянский решил послать его на конкурс сценариев о рабочем классе - и неожиданно получил главный приз, да еще и денежную премию в тысячу рублей. И все завертелось.

Сначала сценарий попал на Киевскую киностудию имени Довженко, и там режиссер Леонид Осыка сразу определил на главную роль Борислава Брондукова. Но потом сценарием заинтересовался Данелия. И проект переехал на "Мосфильм", а Брондуков роль потерял.

В Москве на роль Афанасия Борщова пробовалась целая толпа замечательных актеров. Георгий Бурков был всем хорош, но показалось, что он не очень-то удачно смотрится в дуэте с Евгенией Симоновой. Молодой и еще мало снимавшийся в кино Николай Караченцов страстно хотел играть Афоню, но был отвергнут - по одной легенде, из-за того, что ассистентке Данелии чем-то не понравилась его улыбка. Не подошел Владимир Меньшов - возможно, потому, что показался чересчур положительным. Отказали Семену Морозову (звезде фильмов "Семь нянек" и "Семь невест ефрейтора Збруева"), Борису Щербакову, Ивану Бортнику, Владимиру Носику, Владиславу Долгорукову, Виктору Проскурину…

В конце концов, как говорил сам Данелия, кандидатов на роль осталось трое: Владимир Высоцкий, поляк Даниэль Ольбрыхский и Леонид Куравлев. "Три замечательных разных актера. Три разных фильма. Остановились на Куравлеве. И не ошиблись! Афоне в его исполнении прощают то, чего никогда бы не простили ни Афоне Ольбрыхского, ни Афоне Высоцкого. А этого мы и добивались. Нам хотелось, чтобы зрители в конце фильма не возненавидели нашего Афоню, а пожалели".

На роль Кати пробовалось много девушек (в основном студенток актерских вузов). Режиссеру с первого взгляда понравилась юная Евгения Симонова, уже известная стране по фильму "В бой идут одни "старики". "Она в фильме будет луч света в темном царстве", - решил Данелия и утвердил ее без проб. Но оказалось, что Симонова играть в "Афоне" не может - она занята в большой роли в приключенческом фильме "Пропавшая экспедиция", съемки которого идут в Башкирии. Директор картины Александр Яблочкин лично поехал в Башкирию и привез Симонову в Ярославль на 3 дня, где шли съемки "Афони". 

Никаких сомнений не было по поводу Евгения Леонова: он наряду с Вахтангом Кикабидзе был самым любимым актером Данелии, для него роли находились всегда. Ну и, наконец, Бориславу Брондукову, который потерял роль Афони и очень из-за этого расстроился, Данелия дал незабываемую роль второго плана. И Брондуков оказался необыкновенно убедителен в образе колдыря Федула - однажды его не пустили в ресторан, где шли съемки, попытались вытолкнуть со словами: "Нечего тебе тут делать, пьянь болотная!"

... польского актера Даниэля Ольбрыхского всерьез рассматривали на главную роль.

Макаревич в мятых джинсах

Сцену на танцах снимали в московском Доме культуры текстильщиков имени Крупской. Данелия попросил найти каких-нибудь популярных и современных молодых музыкантов. Ему привели парней "в мятых дырявых джинсах, в майках, небритые и волосы во все стороны". Они показались режиссеру сомнительными. Это была группа "Машина времени" во главе с молодым Андреем Макаревичем - Данелии, как и большинству взрослых советских людей, его имя в 1974 году ничего не говорило. Для страховки вызвали еще один ансамбль - "Аракс". Потом Данелия очень гордился тем, что широкая аудитория впервые услышала песню "Машины" в его фильме (хотя в кадре музыканты не появляются - только звучит их "Солнечный остров").

Больше всего сложностей было с финалом фильма. В сценарии он был печальным - Афоня, пытающийся убежать от самого себя, садился на самолет и улетал "все равно куда". Но Данелия решил сделать концовку более оптимистической - и добавил туда кадр с Катей, приезжавшей за любимым в деревню. (Говорят, это придумала подруга режиссера Виктория Токарева; и Бородянский, и Куравлев возражали, но Данелия их не послушался).

Впрочем, он все равно финалом доволен не был. Когда в середине 90-х автор этих строк спросил у него, что бы он изменил в своих фильмах, Данелия неожиданно ответил: "Я бы вообще убрал деревню из "Афони". Но не стал говорить, как закончил бы фильм.

Казалось, цензура, вслед за вгиковскими руководителями Бородянского, может счесть "Афоню" антисоветским фильмом: пролетариат в нем пропитан алкоголем и очень не любит работать. Но никаких проблем у фильма не было: наоборот, "Афоне" дали высшую категорию, выпустили "первым экраном", заплатили режиссеру повышенный гонорар да еще и выдвинули на Государственную премию. Данелия в мемуарах приводил этот случай как пример полного отсутствия логики в действиях советского кинематографического начальства.

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ФРАЗЫ ИЗ КАРТИНЫ

- Гони рубль, родственник! Мне Афоня рубль должен был!

✱ ✱ ✱

- Тебя как зовут-то, кареглазая?

- Катя.

- А меня Дормидонт. Евлампиевич!

✱ ✱ ✱

- Да ты на себя в зеркало-то посмотри! Сорок лет! Да тебе больше 26 в жизни не дашь!

✱ ✱ ✱

- Афанасий, а ты не знаешь, что там ООН про Гондурас решил?

✱ ✱ ✱

- Товарищ, третьим будешь?

- Что?

- Третьим будешь?

- Что?

- Иди домой, что!

✱ ✱ ✱

- А я знаю, кто вы! Вы - крокодил Гена!

- Такой же красивый?

- Такой же добрый!

✱ ✱ ✱

- От кого бежим?

- Ну от себя.

- Да от себя-то убежать можно, а вот от милиции не убежишь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Афоней могли стать Высоцкий и Владимир Меньшов