Единственная в Украине бобслеистка Лидия Гунько: Перегрузки у нас, как при полете в истребителе

Известная стронгвумен стала первопроходцем в новой дисциплине, кардинально изменила жизнь, подавшись в совершенно незнакомый для нашей страны вид спорта.

личный архив Лидии Гунько

Украина никогда не была представлена в женском бобслее на Олимпийских играх. В 2018 году Международный олимпийский комитет (МОК) принял решение ввести в программу зимних Игр-2022 в Пекине новую дисциплину - соревнования среди женщин на монобобах. 

Гунько уже успела дебютировать на международных стартах и теперь рассчитывает завоевать олимпийскую лицензию в Пекин-2022.

Что это за вид спорта, как в нем оказалась Гунько и какие перспективы развития бобслея в Украине – Лидия эксклюзивно поведала "КП" в Украине".

Здоровье важнее медалей   

- Лидия, что послужило толчком для смены стронгвумена, где вы успешно выступали, на неизведанный бобслей? 

- Две серьезные травмы. Я дважды рвала переднюю крестообразную связку. Мой тренер Михаил Гераскевич тренирует своего сына скелетониста Владислава. Когда я проходила длительный курс реабилитации после операции, то ездила с ними на все соревнования как физиотерапевт Влада. Я видела все эти трассы, снимала заезды, смотрела, как другие спускаются. И как бы невзначай Гераскевич поинтересовался, не хочу ли я попробовать себя в бобслее, тем более физические данные этому способствовали. Я всегда люблю пробовать что-то новое и быстро загорелась новым видом спорта.

- Стронгвумен-спорт покинули только из-за травм?

- Да. Там огромнейшие нагрузки. Поняла, что хватит с меня. Оно того не стоит. Здоровье намного важнее, чем какие-то медали.

- В бобслей пришли с нуля и нет гарантии, что будете среди лидеров. Какую цель увидели для себя?

- Гарантий нет нигде. Я всю жизнь в спорте. У меня наполеоновские планы. В этом году хочу отобраться на Кубок мира, а через год квалифицироваться на Олимпийские игры в Пекине. Если получится туда попасть, это уже будет прорыв. Еще ни разу в истории женский бобслей в Украине не был представлен на Олимпийских играх. Существовала в свое время одна команда, но они выступали на очень низком уровне. 

В данный момент я нахожусь в Сигулде (Латвия), где тренируюсь в двойке со своими тренерами вместо разгоняющей. 9 ноября к нам должна присоединиться Ирина Лищинская, бывшая легкоатлетка, специализировавшаяся на дисциплине 400 метров. Она станет моей разгоняющей. Бобслейный экипаж двойки состоит из разгоняющего и пилота. Разгоняющая старается придать бобу максимальную скорость на разбеге, а пилот - выбрать наилучшую траекторию прохождения виражей и с минимальными временными потерями привести управляемую машину к финишу.

С Ирой мы будем выступать на Кубках Европы. Если она не будет бояться бежать по льду, то у нас будет очень хороший старт, который важен в бобслее.

В бобслее очень сильные перегрузки, особенно когда боб возвращается с вертикальной стены на ровную прямую. Фото: личный архив Лидии Гунько

После заездов всегда болит голова

- В феврале на чемпионате мира по бобслею впервые будет представлена дисциплина монобоб. Там тоже планируете выступить? 

- Пока все в подвисшем состоянии из-за карантина. Неизвестно, как будет проходить сам отбор на чемпионат мира. Федерация бобслея и скелетона изменила правила отбора в этом году. В прошлом сезоне монобоб предоставляли спортсменам на соревнованиях всем участникам бесплатно и по жребию. Мы платили только за аренду и спуски. Не нужно было его транспортировать с места на место. Это очень бьет по карману – нужна специальная техника, чтобы возить монобоб. 

Сейчас внесли изменения в систему соревнований. Теперь все должны выступать на своих бобах. Стоят они очень дорого – около 30 тысяч евро. Ресурсов на приобретение монобоба нет. Это решение продиктовано тем, что развитые бобслейные страны захотели отслоиться, потому что у них есть на это финансовый ресурс и они хотят иметь преимущество над всеми остальными. 

Мало того, международная федерация обнулила баллы за предыдущий год, и выходит, что у меня нулевой рейтинг. Сейчас мы пишем письма с некоторыми другими европейскими федерациями (Нидерландами и Словакией), чтобы нам вернули очки, иначе зачем мы тогда вообще ездили на эти соревнования? Движения в нашу пользу уже есть. Мне все-таки дали добро на выступление в монобобе на Кубке мира, если я закрою несколько трасс, где еще не выступала. Но это уже, по-видимому, на следующий сезон. Нужно же решить еще вопрос с монобобом. Его изготавливают по заказу. Это не делается за неделю. Его изготавливают пару месяцев. И нужно найти на него деньги. Потому в этом сезоне мы готовимся   только в двойках. 

- Какие вы показывали результаты в монобобе в прошлом сезоне?

- Я выступила только на четверых этапах. Пока только знакомлюсь с бобслеем. В Лиллехаммере (Норвегия) и Ла Плане (Франция) занимала 12-е и 13-е места. Я еще плохо знакома с трассами. Их нужно хорошенько изучить. Говорят, за сезон полноценно можно изучить две трассы. Везде разные скорости, виражи, специфика по длине и перепаду высот, давлению на виражах. 

В Сигулде трасса считается технически очень сложной. Хотя скорость развивается относительно невысокая, но виражи невероятно сложные. Вчера на тренировке разогнались до 111 км/час. Это максимальная скорость. На некоторых трассах разгонялась до 125 км/час. Чем выше скорость, тем больше возможностей поправить положение на виражах или на прямых участках. 

- Высока вероятность перекинуться на бобе?

- Легко. Вчера на тренировке забила руку, колено и сильно ударилась спиной. Выпасть с самого боба сложно, но его бросает в стороны – получается, шлемом по льду скользишь. Не всегда выходит "всунуться" в боб, чтобы не биться об лед. Когда я только училась ездить, то месяцами синяки не сходили. После заездов всегда голова болит, плохо сплю. За одну тренировку мы совершаем два-три спуска. Больше не рекомендуется из-за сильных перегрузок – примерно, как при полете в истребителе. Сложно держать концентрацию на таких скоростях, особенно после того, как боб возвращается с вертикальной стены на ровную прямую.

Лидия наглядно показывает крутость виражей в бобслее. Фото: личный архив Лидии Гунько

Для бобслея пришлось скинуть 25 кг

- Насколько сложно будет завоевать лицензию на Олимпийские игры в Пекине?

- Я планирую завоевать две лицензии – и в монобобе, и в двойках. Больше шансов, конечно, в двойке. Если удачно будем выступать в двойке и попадем в топ-14, то автоматически получим лицензию на монобоб. Сейчас такая странная система отбора. 

Монобоб сильно отличается от боба-двойки. Конструкция монобоба литая, она не вращается. В двойках зад боба идет за передними полозьями. При вхождении в вираж сначала нужно повернуть коньки, а зад по инерции выравнивается. В монобобе все идет вместе. Это первое отличие. 

Во-вторых, монобоб легче по весу и соответственно скорость на трассе ниже. Боб - это гравитационный снаряд: чем тяжелее масса, тем быстрее он будет на спуске. Монобоб, в свою очередь, не удерживается на виражах из-за меньшей прижимной силы.

- Когда вы занимались стронгвумен-спортом, весили 103 кг. В монобобе есть ограничения по весу. Какие и сколько довелось скинуть? 

- На момент решения перейти в бобслей я весила 107 кг. В монобобе вес спортсмена во всей экипировке (шлем, комбинезон, шиповки, термобелье) должен быть не выше 85 кг. Боб отдельно ставят на весы. В двойках на весы ставят членов экипажа вместе с бобом. Общий вес у женщин не должен превышать 335 кг, у мужчин – 390 кг. Мой вес сейчас 82 кг, экипировка весит примерно 2,5 кг. А боб в районе 170 кг.

- Как вы транспортируете бобы с места на место?

- Берем бус в аренду. По-другому никак. Кстати, я еще никогда бусом вместе с командой не ездила. Сзади снимают сиденья, и туда ставят бобы вместе с комплектами коньков и другими инструментами. Подбор коньков в бобслее - отдельная наука. Их подбирают под конкретные погодные условия, температуру, конфигурацию и состояние трассы - существуют коньки для льда, для снега, для более или менее крутых виражей и даже для различного положения центра тяжести.

А по поводу сгонки веса, то двадцать пять кило я сгоняла восемь месяцев. Стала правильно питаться, ничего лишнего себе не позволяла – ни сладкого, ни мучного. 

- Какой себе больше нравитесь: сейчас или когда выступали в стронгвумен-спорте?

- Я всегда себе нравилась. С этим никогда проблем не возникало. Главное - комфортно чувствовать в своем теле. 

На память от Шварценеггера осталось селфи

- Вы связываете вашу дальнейшую жизнь с бобслеем или это больше  временный эксперимент?

- Я полюбила бобслей всеми фибрами. В Украине нет специалистов в этом виде спорта. Приглашать зарубежных специалистов - удовольствие не из дешевых. Кто действительно разбирается в бобслее – это специалисты на вес золота в Украине. Их единицы. Мне хочется развиваться в этом направлении. У меня есть высшее образование. Я могу работать тренером. Сейчас набиваю шишки, набираюсь опыта. На самом деле это крайне нелегкий и необычный вид спорта, который ни с одним другим видом спорта, которым я раньше занималась, не сравнить.

Я же еще мастер спорта в гребле на байдарках и каноэ, которым занималась с девяти лет на протяжении одиннадцати лет. Становилась даже третьей на чемпионате Европы по юниорам. 

- Почему оставили греблю?

- Надоело. Устала от сборов. Да и вес был великоват для гребли. Не видела дальнейших перспектив для себя. В гребле должны быть широкие плечи и узкий таз, а у меня все наоборот. С такими физическими данными рассчитывать на успех среди взрослых проблематично, поэтому и сменила греблю на стронгвумен-спорт.

- Какое ваше главное достижение в стронгвумен-спорте?

- Я заняла второе место на чемпионате мира в Донкастере (Великобритания) и стала вице-чемпионкой Arnold Classic. На "Арнольде" могла быть и первой, но судьи немного подсудили своей спортсменке. Мы засекали свое время и цифры не совпадали.

- Не пожаловались потом Шварценеггеру?

- Мы не любим жаловаться. У нас другой подход. Если была возможность нас засудить, значит, нужно быть еще на голову сильнее. А на память от Шварценеггера у меня осталось селфи. Успела перекинуться с Арни парой банальных фраз.

Эти соревнования запомнила еще и тем, как мы туда добирались. Тогда в Штатах бушевали очередные ураганы и наш самолет попал над Америкой в эпицентр сильного урагана. Мы летели в Коламбус и где-то должны были совершать пересадку. Авиалайнер прилично трясло и болтало, но кислородные маски не выпадали. С первой попытки не смогли сесть, и пилотам пришлось намотать не один круг перед посадкой. Сели часа через три. 

- О создании семьи задумаетесь после Олимпиады?

- Хотелось бы, если все будет хорошо. В том смысле, если найдется тот самый единственный. Пока его на примете у меня нет.

- Вам сейчас 27. Какой представляете свою жизнь лет эдак через десять?

- Хотела бы тренировать сборную Украины по бобслею. Я мечтаю, чтобы бобслей в Украине понемногу развивался, и страна вкладывала ресурсы в этот увлекательный и зрелищный вид спорта. 

В бобслей Гунько пришла из стронгвумен-спорта. Фото: личный архив Лидии Гунько

СПРАВКА

Лидия Гунько – украинская бобслеистка, ранее одна из сильнейших женщин в силовом спорте в Украине и в мире. Вице-чемпионка World's Strongest Woman и престижного Arnold Classic. Чемпионка мира-2016 по становой тяге. Родилась в Ивано-Франковске. Не замужем.