Харьковская площадь Свободы не привыкла видеть слезы – в этом месте обычно устраивают фестивали, отмечают выпускные и встречают Новый год, в будние дни здесь же парковка, а по выходным можно относительно свободно прогуляться, оценив, правильно ли эту площадь называют самой большой в Европе. 6 октября на площади Свободы не плакали только самые стойкие: в последний путь с почестями проводили борт Ан-26 – курсантов и экипаж, чей самолет 25 сентября не смог приземлиться на аэродроме в Чугуеве…
"Столько дней живем с этим горем"
Жизнь центра Харькова 6 октября замерла - ни сигналов машин, ни шума от транспорта. Единственное, что нарушало тишину - военный оркестр, который настраивал инструменты для церемонии прощания. Люди с цветами начали приходить за полтора часа до начала – кто-то нес целые охапки гвоздик, чтобы почтить каждого погибшего отдельным цветком, кто-то огромные букеты в память кого-то одного. Завидев молодую пару с охапкой цветов, знакомимся.
- Я лично знала Ашрафа Мсую, это молодой человек, который был в самолете. Это человек, который был очень светлым… Мы все его знали, как... - согласилась рассказать о 29-летнем старшем лейтенанте Мсуе его знакомая Евгения, но лишь начав, не смогла подобрать слов и разрыдалась: - Извините, это так тяжело…
Среди толпы видим пару средних лет с цветами. Пока мужчина говорит по телефону, его жена Марина делится - знали весь экипаж, но заочно, а вот с Евгением Ивановым были соседями - он работал старшим радистом, занимался спортом, любил хоккей. Пара специально приехала из Чугуева в Харьков, чтобы проститься с 42-летним Женей.
- Это сослуживец моего мужа, 20 лет прослужил бортрадистом, жил в Чугуеве, мы с ним соседи по этажу. Настоящий человек, добрый, веселый, душа компании, безотказный, - Марина держится, но вдруг срывается в слезы: - Так жаль, так тяжело… Уже столько дней мы живем с этим горем…
Церемония была красивой
Чем ближе к прощанию, тем больше людей собирается у заборов, ограждающих площадь. Говорить о своем горе мало кто готов. В толпе слышны разговоры о самолете, о будущих похоронах и о расследовании, которое обязано быть честным.
Семьи погибших парней в центре внимания – для каждой семьи выделили свою зону, их проводили к черным стульям на площади курсанты, когда время начало близиться к 10 утра. У каждой зоны - черная подставка: в ходе церемонии на ней будет стоять гроб, на котором во время звучания гимна развернут флаг Украины.
Ближе к 10 утра на площадь прибывает траурный кортеж. Вся церемония проходит практически без слов – играет труба, бьет барабан, как только останки начинают выносить из машин, к грустнейшим звукам музыки добавляется плачь собравшихся харьковчан. Плачут не только женщины, курсанты университета им. Кожедуба, которых расставили по периметру, сперва крепятся и отворачиваются, а к концу церемонии даже не стараются спрятать красных глаз.
Затем в небе появляется самолет, через несколько минут еще два. Кто-то из толпы говорит: "Проведывают парней там, в небе".
|
Из футбола – в небо
После церемонии прощания кортеж уезжает: некоторых курсантов похоронят сегодня, остальных ждет путь в родные города и села, и вечный покой они обретут уже там. Харьковчане несут цветы родным. Мама Ашрафа Мсуи не плачет, искренне обнимает знакомых сына, которые подходят, потом объясняет – ее мальчик умел дружить.
- Он любил свою профессию и свою страну, свою родину Украину. С честью и достоинством носил форму, - говорит Римма Мхавила.
По ее словам, сын захотел стать летчиком после прохождения срочной службы, мечтал стать первым темнокожим генералом в Украине. Как рассказывают друзья, в детстве же самой большой мечтой Ашика был футбол – с лет 10 парень играл, желая стать лучшим из лучших. На пути к мечте он дни напролет проводил с мячом, учился в спецшколе "Металлиста" и даже выступал в Первой лиге, правда, за менее известный клуб. После одного из победных матчей Мсуей интересовались представители донецкого "Шахтера" и даже звали парня на просмотр, но его агент сказал, что Ашик еще "сырой", и тот не поехал. Вновь цель жизни после футбольной юности Ашраф нашел в армии. В 2012 году поступил на летный факультет, дослужился до звания старшего лейтенанта, этой зимой должен был стать капитаном.
- Он хотел служить только в Украине. Летчики - это элита армии, этот экипаж - одни из самых лучших. Они хотели дать самое лучшее своим курсантам, готовили их со всей душой, это самый лучший экипаж, который мог быть, - говорит Римма.
"Запомните его имя"
Со светлой болью о своем брате говорят брат и сестра Дмитрия Студинского из Житомирской области. За Димой приехала вся его большая семья.
- Когда он сказал, что хочет стать штурманом, конечно, я верила, что у него получится, - говорит Юлия.
- Его мечта сбылась, и мы очень им гордимся. Он хорошо учился в школе, был очень ответственным, был отличником. Конечно, куда хотел, туда и поступил, - добавляет брат Александр.
Среди тех, кто пришел попрощаться с Димой, та часть семьи, с которой он не успел породниться: приехав учиться в Харьков, Дима познакомился с Аленой, которой всего 18 лет. Влюбленные мечтали о свадьбе, правда, когда станут старше, строили планы и спешили жить. Мамы Димы и Алены знали друг друга заочно, а впервые увиделись только, когда семья Димы приехала сдавать материал для ДНК-экспертизы после крушения.
- Они познакомились в Харькове, успели познакомиться, - поправляет себя сестра Юля. - У них были мечты, планы. Ездили летом на море отдохнуть, сделали крутую фотосессию перед тем, как Димочка ушел на небо, с ее семьей познакомились, к сожалению, вот так…
Саму Алену поддерживала во время прощания с курсантами ее мама.
- Горе настолько сильное, столько людям горя, - плачет вместе с Аленой ее мама Наташа Просяник. – Смотришь - и плачешь, плачешь, плачешь. Это был очень хороший мальчик, запомните имя Дмитрия Студинского…
Алена вспоминает, в последний раз говорила с любимым, когда он был в самолете.
- Он записал мне видео. Планировали все, он даже спрашивал, какой у меня размер пальца, - всхлипывает девушка.
- Но понимаете, Диме всего был 21 год, Алене - 18, думали, пусть подрастут, - добавляет Наташа.
С Дмитрием на родине простятся завтра.
|
ОФИЦИАЛЬНО
Президент Владимир Зеленский посмертно наградил медалями "За военную службу Украине" всех, кто погиб в авиакатастрофе. Также гарант отметил медалью "За военную службу Украине" единственного, кому удалось выжить, курсанта Вячеслава Золочевского.
СПРАВКА "КП"
Вечером 25 сентября военный самолет Ан-26, на котором проходили учения курсанты ХНУВС им. Кожедуба, разбился, заходя на посадку, не долетев до военного аэродрома всего несколько километров. На борту самолета было 27 человек – 7 офицеров и 20 курсантов. Погибшие – жители 11 областей Украины. На месте трагедии нашли тела 25 человек, двое курсантов попали в больницу, но утром следующего дня один из них умер.
Самолет, на котором проводили учения, выпущен в 1977 году, но в Минобороны уверяют - Ан-26 был полностью исправен, не требовал ремонта и мог летать еще несколько лет. Черные ящики уцелели, записи должны помочь разобраться в причине крушения самолета.
Правительство пообещало семьям погибших материальную помощь в размере 1,5 млн гривен, а также всестороннюю поддержку в реабилитации и лечении курсанта, которому удалось спастись.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Знакомая погибшего в авиакатастрофе курсанта: Он звал меня на свидание. А я все откладывала…
О погибших на Харьковщине курсантах и членах экипажа Ан-26 скорбит вся страна – парни из 11 областей поднялись в небо, чтобы отработать новые навыки, но возвращение на землю закончилось горем для всей Украины: самолет упал, и 26 из 27 человек погибли.