«Мы не должны идти в Европу как бедные родственники!»

Борьба с недобросовестными филиалами вузов продолжается

- Станислав, Симферополь. Скажите, почему в Украине так много филиалов вузов? Кто их вообще открывает? Моя дочь училась в одном из них, так там не было ни нормальных аудиторий, ни библиотек, ни квалифицированных преподавателей… 

- Филиалы вузов начали открываться в 90-е годы по двум причинам. Во-первых, все больше и больше людей хотели получить высшее образование. И, во-вторых, они хотели при этом не слишком много платить - ведь народ тогда жил беднее, чем сейчас, и мало кто имел возможность отправить своих детей учиться в столицу. 

К сожалению, во многих случаях у таких филиалов не было и нет ни материальной базы, ни квалифицированных кадров, ни тем более нормальной библиотеки. Когда я был министром образования и науки, мы начали борьбу с такими недобросовестными отделениями вузов. Сейчас, насколько мне известно, эта работа продолжается.

- Василий Григорьевич, беспокоит Ольга Степановна из Николаева. Насколько, по-вашему, может себя оправдать Болонская система в Украине?

- Вы наверняка знаете, что эта система - попытка европейцев конкурировать с американской системой образования. На нашем континенте практически не осталось стран, которые не присоединились бы к этому течению. Плохо или хорошо, что Украина вступила в Болонский процесс? Думаю, у нас нет выбора. В противном случае мы остались бы на обочине европейского высшего образования, потому что Болонский процесс предполагает формирование единого образовательного пространства стран Старого Света. Кроме того, он имеет целый ряд позитивных целей, среди которых - индивидуализация учебного процесса. А еще благодаря ему улучшились международные контакты между студентами из разных стран.

Предполагает Болонский процесс и подобный обмен преподавателями. Единственное, чего мне не хотелось, - чтобы украинская высшая школа шла в Европу как бедный родственник. Ведь наше высшее образование имеет сильные традиции. И мы должны принимать активное участие в формировании единого учебного европейского пространства, а не быть пассивным объектом. Тогда мы сможем сохранить все лучшее, что есть в нашем образовании, и вместе с тем перенять хорошее от иностранных систем.

К 12-балльной системе привыкли дети и учителя, но не родители

- Добрый день, Андрей из Чернигова беспокоит. Я недавно прочитал, что школы могут вернуться к 5-балльной системе. Как вы думаете, стоит ли это делать?

- Считаю, не стоит. И не потому, что был инициатором введения многобалльной системы оценивания. Кроме России, нет ни одной страны в мире, где б было всего четыре балла (единицу никто никогда не ставил). А у нас была одна негативная оценка - «2» и всего три позитивных. Такого нет больше нигде! Если учитель хотел наказать каким-то образом ученика, то ставил ему двойку, а то и выгонял из класса, унижая личность ребенка. К слову, мы проводили в Академии педагогических наук опрос на эту тему. Выяснилось, что дети полностью адаптировались к этой системе, несколько в меньшей мере к ней привыкли учителя, и еще меньше приспособились родители. Ведь они-то учились по пятибалльной системе.

- Почему в наших школах так плохо с изучением иностранных языков?

- Распространенные иностранные языки украинские школьники должны знать в обязательном порядке! Поэтому на посту министра я ввел изучение иностранного со второго класса. Планировалось, что второй язык дети должны были учить с пятого класса. И я считаю, это должен быть ориентир для современного образования Украины. Другое дело - как мы учим языки.

- Есть ли программа международного обмена школьниками?

- На уровне государства таких программ обмена школьниками нет, только между отдельными учебными заведениями.


Прежде чем отправиться на выпускной бал, придется пройти серьезное испытание тестами.

Учебный год нужно сократить

- Сейчас много говорят о том, что учебный год из-за тестов могут сократить. Вы думаете, это будет правильно? 

- Без сомнения, в условиях тестирования нужно рассмотреть длительность учебного года выпускного класса. В этом я согласен с Минобразования: в апреле одиннадцатиклассники закончат учебную деятельность, а в мае сдают тесты, чтобы уже в июне получить результаты тестирования, провести выпускной вечер и подать документы в вуз. Хотел бы добавить пару слов о количестве предметов - их нужно увеличить с трех до пяти, чтобы у детей был шире выбор при поступлении в высшее учебное заведение.  

- Владимир, Львов. Я слышал, в России единый государственный экзамен появился раньше, чем у нас внешнее независимое тестирование. Скажите, опыт северных соседей можно считать удавшимся? 

- Будучи министром, я немного схитрил, пропустив вперед россиян, чтоб учиться не на своих, а на их ошибках. Несколько лет они внедряли свой единый государственный экзамен. Он также по-разному воспринимался общественностью. Некоторые вузы не хотели переходить на прием студентов по результатам ЕГЭ, но, насколько я знаю, он с каждым годом набирал масштабы. В принципе это сложный процесс, который требует учитывать опыт многих стран. Необходимо время, чтобы тестирование проходило максимально эффективно.

Учебник - это не священная корова

- Здравствуйте, меня зовут Степан. Такой вопрос: что бы вы изменили в нынешней системе образования, если бы стали вновь министром?

- Министром я пробыл достаточно долго, поэтому сейчас пусть поработают другие. А что бы я изменил? Наверное, просто продолжил бы то, что начал, и старался бы делать это более качественно. Впрочем, после меня министерство продолжает идти тем курсом, который мы задали: 12-летнее образование, 12-балльная система, компьютеризация, программа «Школьный автобус», тестирование, Болонский процесс, и это хорошо. Мы заложили новый тип школы - с 10-го класса двенадцатилетней школы обучение будет профильное, и ребенок может определиться, гуманитарий ли он, математик, натуралист, и соответствующим образом вести подготовку.

Сейчас особое внимание следует обратить на выработку нового содержания образования. Ведь мы имеем уникальную возможность - каждый год класс, который вступает в 12-летнюю школу (в этом году это восьмой), получает новые программы и учебники. И надо все сделать, чтобы дети получили действительно современные учебники. И МОН правильно делает, стремясь в большей мере использовать возможности НАН и АПН Украины для апробации учебников.

- Добрый день вам! Я звоню из Черкасской области, город Золотоноша. Почему в школу уже 2 года практически не поступают новые учебники? Я уже молчу о неучебной литературе…

- В последние годы часто рапортовали, что к первому сентября школы обеспечены учебниками на 100%. На самом деле эта цифра была существенно меньше. В этом году ситуация лучше, потому что государство к маю выделило 70% денег, которые нужны на печатание учебников. А вообще тем родителям, которые могут себе позволить, я бы порекомендовал покупать учебники самостоятельно. Во-первых, эти книги останутся у вашего ребенка навсегда, и, если надо, он может к ним вернуться. Во-вторых, он не будет относиться к учебнику как к священной корове, сможет делать там необходимые пометки и т.д. Так что учебник вполне можно дать на рынок. 

ВОПРОС РЕБРОМ

«Тестирование не обожествляю»

- Добрый день, беспокоит Ольга из Киева. Скажите, как вы лично относитесь к тестированию?

- Я далек от того, чтобы обожествлять тестирование, но лучшего объективного способа оценивания знаний детей мир пока не придумал. Другое дело, что тесты должны не просто выявить механические знания, но и показать, способен ли ребенок использовать полученные сведения. Необходимо, чтобы тесты раскрывали творческие способности учащихся.