Дмитрий Секиринский, начальник городского управления образования и науки:

До семи лет в садике держать ребенка  не стоит


-Дмитрий Александрович, какие изменения ждут наших школьников в этом учебном году?


С первого по восьмой класс у нас учатся все те дети, которые будут заканчивать 12летнюю школу.  То есть, эту программу ввели 8 лет назад. Это первое большое новшество, ведь нынешние учащиеся восьмых классов у нас первопроходцы. Можно считать, что переход на 12летнюю форму обучения вступил в заключительную стадию. И второе новшество то, что продолжается и развивается система внешнего независимого тестирования, которая в прошлом году была впервые опробована. Она будет несколько скорректирована и процесс будет развиваться. 


Как будет распределяться программа в последние три года обучения старшеклассников? Добавится новая информация или просто программу 1011 класса растянут на три года?

 
Я не готов точно сказать, что будет, но очень надеюсь, что в процессе этой реформы мы придем к жесткой профилизации старших школ. То есть в 1012 классах должно быть не более двух профильных предметов и плюс  два­три общеразвивающих. Общее образование надо заканчивать в основной школе, в девятом классе, а старшие три года  мы должны готовить человека к конкретной профессии.

 
-Уже несколько лет подряд дети идут в школу с шести лет. Родители послушно отправляют их в этом возрасте в учебные учреждения или стараются придержать до 7 лет?


В основном в Запорожье дети идут в первый класс в шестилетнем возрасте. Время, когда ребенок идет в учебное учреждение, прежде всего определяется самими родителями – это их право. Из сада, думаю, их не выгонят, но не буду скрывать, что определенные трудности с подготовительными группами могут возникнуть. Поэтому мы настоятельно рекомендуем, чтобы дети шли все­таки с шести лет. И не только потому, что нам некуда их девать, а все дело в том, что в ином случае ребенок  закончит школу в 19 лет.

 
-Что должен уметь малыш, который идет в первый класс?


Какого­то закрепленного нормативным документом минимума нет. По большому счету ребенок идет в школу, чтоб там его всему и научили. Поэтому, даже если уровень подготовки нулевой,  его все равно примут в первый класс. Но большинство детей проходят подготовку в дошкольных учреждениях. Для неподготовленного ребенка в школе может быть сложнее, чем его сверстникам.

 
- Есть ли собеседования или экзамены при поступлении в школу?


У нас собеседование существует в двух видах. Первый – это отборочное прослушивание. Оно уместно в тех школах и гимназиях, где углубленно изучают некоторые предметы, например, иностранный язык.  Дети 67летнего возраста далеко не всегда выговаривают все звуки. И поэтому, если у ребенка есть такие проблемы, то в такой класс ему идти не нужно, потому что это только навредит. Что же касается всех остальных школ, то собеседование при поступлении есть, но это не отбор, не экзамен и не конкурс. Это связано только с тем, чтоб определить, с каким уровнем подготовки пришли дети.

 
Родители хотят, чтобы дети учились на «мове»

-Как обстоит ситуация с русским языком и литературой?


В школах с русским языком обучения это попрежнему обязательный предмет, а в украиноязычных вводятся факультативные курсы. Это более усеченный вариант его изучения, но все равно он присутствует. У нас в городе 40% русских школ и 60% украинских. И каких­то масштабных изменений в этом процессе уже не будет. Радует то, что за последние годы значительно повысился престиж украинского языка. Если лет 10 назад это вызывало сопротивление, то сейчас наоборот, родители стремятся устроить детей именно в украиноговорящие школы.


-Я слышала, что с 2010 года тестирование будет исключительно на украинском языке. Насколько эта информация правдива?


   Да, так и есть. Прошлый год и следующий считаются в этом плане переходными – то есть тестовые задания переводят на языки национальных меньшинств (русский, болгарский, татарский и так далее), а с 2010 года все будет только на украинском.
-Какие в Запорожье есть профили школ и как о них можно узнать?


У нас есть специализированные школы почти по всем направлениям.  С углубленным изучением иностранного языка, физикоматематический, химикобиологический, историкоправоведческий, художественно­эстетический, спортивный, экологический, технический и так далее. А узнать о том, где такие школы находятся, можно в управлении образования по телефону 2240833 или 2240832. Можно обращаться и в  районные отделы образования.

 -Я хочу ребенка определить в садик. В районо сказали, что нужно побеседовать с заведующей и внести какой­то благотворительный взнос. Ту сумму, которую мне назвали, брать неоткуда (предложили заплатить  в благотворительный фонд 1,5 тысячи гривен) в противном случае места для моего ребенка в садике нет. 

 
Это незаконно, никакого обязательного благотворительного взноса нет. Попросить у вас могут все, что угодно, но это абсолютно ваше право – платить или не платить. В Бородинском микрорайоне  ситуация с садиками очень тяжелая – два садика, а на очереди стоит порядка восьмисот детей, но так ставить вопрос нельзя. Я со своей стороны некоторые меры по этому саду приму.

 
Количество желающих поступить в ПТУ увеличится


-Мой ребенок в следующем году пойдет в школу. Я хотела спросить, есть ли там столовые и чем кормят детей?


Полноценное питание мы организовываем только для льготных категорий детей – кормим их горячими обедами. Все остальные получают только бесплатные завтраки. Но возможно с 1го января мы сможем более серьезно увеличить суммы на питание – все будет зависеть от возможностей бюджета. По меню в детских садах у меня особой тревоги нет  оно у нас сбалансировано и разнообразное. С питанием в школах ситуация хуже, потому там мы хотим сделать помимо завтраков еще и бесплатные горячие обеды не только льготникам, но и всем учащимся младших классов.


-В этом году у некоторых параллелей  были проблемы с учебниками. Как обстоит ситуация сейчас? Все ли школы получили книжки?


17 классы почти обеспечены книгами. Для 911 ситуация гораздо хуже, потому что они последние, кто занимается по старой программе 11летней школы. Учебники для них не печатаются с 2000 года, поэтому книги изношены – они устарели и морально и физически, и здесь отчасти придется докупать их, отчасти будем пользоваться теми остатками, которые есть в библиотеках. Что касается восьмых классов, то учебники эти идут в город и область, но очень слабыми темпами.


   А есть что покупать старшеклассникам? 


Есть, но это дорого! Одна книга стоит от 20 гривен и выше, есть и по 100. Ситуация будет разрешена тогда, когда нынешние восьмиклассники дойдут до 12 класса. Тогда у нас уже будет полный набор учебников для 12летней школы всех параллелей. А вот те дети, которые сейчас  учатся в 9,10 и 11 классах, до окончания школы так и будут мучиться – им еще три года страдать, поскольку министерство ничего печатать для них не будет, это однозначно.

 
-Как складывается ситуация с училищами? Сейчас на заводах говорят о том, что им не хватает кадров, рабочие специальности стали непрестижными.


В городе сохранилась сеть училищ. Конечно, за последние годы там снизился спрос. Но это временно. Во­первых, потихонечку начинает стабилизироваться демографическая ситуация. В предыдущие годы мы недосчитывали 4,5 тысячи школьников ежегодно. А в этом уже только на 2,5 тысячи. Повлияет это в итоге и на ПТУ. То есть будет контингент, который туда пойдет. И вторая сторона вопроса: в серединеконце девяностых мы «наплодили» юристов, экономистов. А работыто по этим специальностям в городе мало. А технические профессии сегодня востребованы – как с высшим образованием, так и технологические рабочие. Там растут зарплаты и люди начинают думать: зачем получать престижную специальность, которая не приносит прибыли. Уже сейчас эта тенденция видна по техническим вузам – смотрите, какой наплыв абитуриентов был в этом году в ЗНТУ. Эта волна докатится через некоторое время и до профобразования.

 
Дмитрий Александрович Секиринский родился 17 декабря 1965 года в Запорожье. Тут же пошел в первый класс СШ № 14. После окончания школы поступил в ЗГУ на исторический факультет. В 1991 году, после окончания университета, он пошел работать учителем в СШ № 23, где через три года стал директором. В 1994 году возглавил отдел науки и образования  Хортицкого района. С 2003 года работает начальником управления образования и науки города Запорожья.  Любит охоту и занимается горным туризмом.