Главврач столичной больницы о коронавирусном "заговоре": К нам поступают тяжелые пациенты, которые занимались самолечением

Медикам приходится бороться не только с болезнью, но и с последствиями отрицания опасности.

Фото из архива Киевской больницы №4

Минздрав проверяет обеспечение больниц лекарствами от , сразу после 1 сентября целые классы школ уходят на карантин, статистика преподносит новые  заболеваний. Наша жизнь продолжает вращаться вокруг , в который многие отказываются верить. И только врачи понимают, чего может стоить обществу отрицание опасности. "КП" в Украине"  поговорила на эту тему с  главным врачом Киевской городской клинической больницы №4 Татьяной Мостепан. 

По показаниям, а не по желанию

- Татьяна Владимировна, мы знаем, и об этом говорил  министр Максим Степанов, что  в МОЗ поступают жалобы на  плохое обеспечение больниц лекарствами, которые применяются при COVID-19. Пациентам  приходится покупать необходимое?

- У нас такого нет. Больница  до конца года обеспечена всеми  лекарствами, препаратами, медицинскими  изделиями, которые вошли в протокол  лечения COVID-19. Единственное, что могут  докупать пациенты или приносить  с собой, - это медикаменты, которые они регулярно принимают в обычной жизни. Например, при диабете или хронической гипертонии. Все необходимое для лечения коронавируса – от антибиотиков до сопутствующих препаратов - больные получают бесплатно.

- Ходят разговоры, что антибиотики, входящие в протокол, дешевые и не очень действенные. Дескать, хочешь выжить – покупай  дорогие сам. Даже цену курса  называют: в среднем 20 000 гривен на  нос.

- Вокруг COVID-19 все время  накручиваются слухи и мифы. Вот у нас сейчас применяется препарат меропенем или ванкомицин. Они вовсе не дешевые. Суточная норма меропенема, например, стоит около 1 000 гривен.

Все антибиотики, безусловно, даются по показаниям, а не по требованию пациента. Бывают люди, которые что-то прочитали в интернете и решили, что им нужен какой-то препарат "для профилактики". Так нельзя. У каждого пациента есть свой маршрут, та же самая антибиотикотерапия не может назначаться по желанию. Лекарство прописывает лечащий врач на основе анализов и других исследований. И даже не один доктор делает назначения, мы работаем побригадно. Пациентов обследуют кардиологи, пульмонологи, другие специалисты в зависимости от возраста, состояния и сопутствующих заболеваний. Они принимают решения.

 

Иллюзии развеются максимум за час

- Вы так серьезно  говорите, а тем временем в  Украине, как и по всей Европе, ширится "антиковидная" кампания: опасность преувеличена, это заговор против людей…

- Таким я всегда говорю  одно: приходите хоть на день  волонтерами. У нас очень не  хватает младшего медперсонала, особенно в реанимации, которая  сейчас переполнена. Приходите, помогите  больным, которые лежат на кислороде  – перевернуть, помыть, вынести судно…  Максимум за час все иллюзии  о заговоре развеются.

- Минздрав официально  заявил, что с началом учебного  года ожидаются новые вспышки. Больница сможет принять большую  нагрузку, чем сейчас?

- Мы, к счастью, не единственная больница в Киеве. К лечению COVID-19 город активно привлекает клиники второй волны. В столице достаточно стационаров, которые смогут выдержать любую нагрузку.

У нас сейчас для больных коронавирусом есть 375 коек, и 26 в реанимации – это уже с дополнительными койками. Если говорить о загруженности, то фактически под завязку. Но мы же не стоим на месте: одних принимаем, других выписываем.

Ультразвуковое исследование легких в 4-й киевской больнице стали применять одними из первых. Фото из архива больницы

Думают, что само пройдет – как насморк

- Правда, что пациенты  стали более тяжелые?

- Да, состояние больных  отличается от того, в каком  они поступали к нам в апреле  – июне. Я думаю, что свою негативную  роль сыграл тот самый "заговор".

В начале карантина был страх, люди следили за любыми изменениями в здоровье, COVID-19 мы диагностировали на ранних стадиях, поэтому лечение проходило быстрее и проще.

А сегодня многие пациенты занимаются самолечением или просто рассчитывают, что "само пройдет", как обычный насморк. К нам попадают, когда уже нарастает дыхательная недостаточность, поэтому лечение проходит намного труднее.

Те, кто пропагандирует антикоронавирусные настроения, берут на себя непозволительную ответственность.

- Вы пожаловались  на дефицит младшего медперсонала. Люди увольняются в связи с  эпидемией?

- Дефицит младшего персонала  - это проблема не только нашей больницы. Везде не хватает медсестер и санитарок. Больше скажу, это проблема всего мира, а не одной Украины. В связи с COVID-19 нагрузка действительно сильно возросла. Работа в защитных костюмах, соблюдение противоэпидемического алгоритма – это тяжело.

Но увольнений у нас были единицы. Уходили люди в возрасте или с заболеваниями, которые могли усложнить коронавирус в случае заражения. Свой персонал мы почти сохранили, но его изначально было очень мало.

 

Дети не живут отдельно от взрослых

- "Коронавирусные"  доплаты врачи нормально получают?

- Больница одна и первых заключила договор с Национальной службой здоровья по COVID-19, доплаты мы получили одними их первых. Сейчас все выплаты идут без перебоев и от государства, и от города. В средствах защиты не нуждаемся. Кто придет волонтером – обеспечим всем необходимым.

- 1 сентября сильно  озадачило сторонников профилактики. В школах провели линейки, дистанцию  не соблюдали, многие старшие  дети и взрослые были без  масок.

- Меня тоже удивляет  такой легкомысленный подход. Знакомая, которая водила в школу дочь, рассказывала, как после торжеств классная руководитель захотела повести свой класс в ТРЦ. Спросила разрешения у школьной медсестры, та ответила, что все можно, ведь дети легко переносят коронавирус.

Да, это правда. Но ведь дети не живут отдельно от нас. Они приходят домой, где есть мамы, папы, бабушки, дедушки. И там, где у ребенка просто посаднит горлышко, у взрослых может развиться тяжелое течение болезни.

Сейчас очень важно для всех быть ответственными. Если есть недомогание – не идите на работу, как это делали раньше, позвоните лишний раз семейному врачу. Если нет коронавируса – хорошо. А если есть, то он очень быстро передается при социальных контактах.

 

Гоняться за тестами не обязательно

- Переболевшие  люди рассказывают о разных  симптомах в начале недуга. На  что вы советуете обратить  внимание? Например, кашель у многих  бывает хроническим.

- Надо следить, не изменился  ли характер "родного" кашля. При коронавирусе появляется боль в груди. Симптоматичны головная и мышечная боли. Последние особенно нельзя игнорировать. Многие наши пациенты на ранних стадиях болезни считали, что у них обычная крепатура.

Насторожить должны боли в горле. Один из маркеров – это потеря нюха и вкуса. Такое может произойти на второй-третий день болезни.

- Допустим, два-три симптома есть, какие критерии госпитализации? От пациентов требуется тест на коронавирус? Семейные врачи не всегда дают направление, а в частной клинике это дорогое удовольствие.

- Гоняться за тестами  не обязательно. Если температура  не выше 37-37,2 градуса, дыхание свободное, человек должен уйти на самоизоляцию и поддерживать связь с семейным врачом.

Если начинаются явные клинические проявления, госпитализация происходит по скорой помощи. Тест на коронавирус сделают в больнице, это входит в программу бесплатного лечения, как и полное лабораторное обследование.

В таких костюмах медики работают в "красной зоне", где лежат больные коронавирусом. Фото из архива Киевской больницы №4

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В Виннице  с местами для больных коронавирусом