Дарью Безкостую из Сум знают далеко за пределами Украины: девушка стала знаменитой благодаря своим картинам, которые создает пальцем ноги. У Даши тяжелая форма ДЦП с рождения, она не говорит, в ее руках нет силы, но девушка имеет острый ум и желание развиваться. Помогают Дарье общаться с миром планшет и мама Елена. В этом году в семье Безкостых случилось по-настоящему важное событие – Дарья закончила 9 классов и получила свидетельство о среднем образовании. Художница решила учиться дальше - получить профессию дизайнера интерьеров, но оказалось, что для человека с ДЦП это не так просто.
Испугались диагноза
В школе Даша училась на индивидуальном домашнем обучении, к ней приходили учителя или рассказывали материал дистанционно. Как объясняет мама Елена Безкостая, школьным обучением и тем, как его организовали, семья осталась очень довольна, хоть добиться и этого было сложно. В первый класс Дашу приняли почти в 16 лет, закончила 9 классов девушка в 24 года. Получив аттестат, встал вопрос – что дальше. Елена говорит, что идти в 11-й класс не видели смысла – все то же самое могли бы дать в колледже, а вместе с этим и знания по специальности.
- Есть провалы в законах по отношению к людям, как Дарья. Закон запрещает сдавать ей ВНО ввиду физического недуга, а без ВНО нельзя поступить в вуз. Получалось, что она выпустится лишь с табелем, а время будет упущено. Поступая же после 9-го класса, она пройдет и программу школьную, и получит специальность, - объясняет Елена.
Но все оказалось не так просто: куда бы они с Дашей ни обращались с вопросом об учебе по специальности, которую выбрала девушка, им никто не отказывал, правда, и принимать не принимали.
- Нам не отказывают потому, что законом предусмотрена учеба, она должна быть, отказать никто не имеет права, но как реализовать эту программу и кто должен ее разработать для человека с таким тяжелым диагнозом, как у Даши, никто не знает. У нас в Сумах есть строительный колледж, мы обратились туда. Чтобы поступить в него на базе 9-го класса, нужно сдать экзамен. По закону у Даши льгота, она может не сдавать экзамен, но есть собеседование. Экзамен состоял в следующем: от руки нужно было нарисовать на ватмане три геометрические фигуры и сдать украинский язык. Собеседование – практически такое же. Язык предложили сдать в виде тестов, Даша это пройдет, но все равно нужно нарисовать одну фигуру от руки. Мне просто стало смешно. Когда я начала вновь говорить, что о руках не может быть речи, в колледже ответили, мол, по-другому никак. Они сделали запрос в Министерство образования, им отписку прислали, что Даша может поступить, но как ее принимать и учить – на усмотрение колледжа, - рассказывает Елена Безкостая.
|
Альтернатива отпала на медкомиссии
Елена начала искать альтернативу, стали рассматривать варианты училищ. Дошло до того, что девочке с ДЦП предложили учиться на… маляра-штукатура.
- Нам предлагали училище, начитка материала по дизайну интерьера в ней была, но в профессии "Маляр-штукатур". Когда на медкомиссии доктору я озвучила, куда мы идем, доктор сказала: "Я вижу, что девочка очень умная, что у нее много получается, но вы хотите, чтобы меня засмеяли? Как я могу написать, что она может учиться на маляра-штукатура?", - не без улыбки вспоминает тот разговор Елена. – Невролог открыла список разрешенных специальностей и говорит, что на строительную специальность, а "маляр-штукатур" как раз такая, нам нельзя. Да и все наши родные смеялись, когда услышали.
- В законе нас нет, но мы-то есть! Мы хотим полноценно жить, и живем! Закон предусматривает идти учиться в любом возрасте, но это для людей без диагнозов, а если диагноз есть, и он тяжелый, получается, что ты практически никаких прав не имеешь, тебе везде отказывают. - рассуждает мама художницы с ДЦП.
Несмотря на сложности, с которыми пришлось столкнуться в поиске учреждения, учиться Даша все-таки будет, правда, мечту о разработке дизайна интерьеров на время пришлось оставить.
- Последнее, что мы смогли придумать и где нам не отказали, - училище №1 в Сумах, специальность – IT-технологии. Это работа с гаджетами, web-дизайн, на практике это может быть разработка афиш, сайтов, возможностей много. Это лучшее, что могло быть. Для Даши это хорошая альтернатива, чтобы не сидеть и не ждать, пока внесутся правки в законы и она сможет учиться, где захочет, - рассказывает мама.
В училище, куда девушку уже приняли, и сами будут учиться работать с людьми с инвалидностью.
- Они впервые сталкиваются с таким случаем, разработку инклюзивных программ бросили на училище, есть только расплывчатые фразы, как это обучение может происходить, - говорит Елена Безкостая.
По словам матери, с мечтой о дизайне интерьеров они не прощаются, возможно, вернутся к ней после обучения в училище, оплатив недешевые онлайн-курсы.
|
КОМПЕТЕНТНО
От страха – к гордости
По словам Ларисы Самсоновой, руководителя экспертной группы по вопросам инклюзивного образования Директората дошкольного, внешкольного и инклюзивного образования, в Украине никто не может быть ограничен в праве получать образование, но есть перечень профессий, путь к которым закрыт из-за болезни человека.
- В соответствии со статьей 3 Закона Украины "Об образовании" в Украине создаются равные условия доступа к образованию. Никто не может быть ограничен в праве на получение образования. Для реализации этой статьи созданы нормативно- правовые акты: Порядок организации инклюзивного образования в учреждениях высшего образования, Порядок организации иклюзивного образования в учреждениях профессионального (профессионально-технического) образования. Там написано и подкреплено, что каждый человек может учиться независимо от заболевания, состояния здоровья. Но в учреждениях профессионального образования есть некоторые ограничения в отношении выбора профессий. Например, есть такие, в которых может быть создан риск для населения или самого человека, поэтому, скажем, научить водить машину человека с интеллектуальной инвалидностью будет сложно. У нас есть перечень патологических состояний, они прописаны в приказе Министерства здравоохранения. К сожалению, в нем еще не исправлен перечень профессий, которыми могут овладеть люди с инвалидностью. Например, для людей с интеллектуальными нарушениями есть возможность лишь получить специальность на основе базового среднего образования, - рассказывает Лариса Станиславовна.
По ее словам, человеку с особыми образовательными нуждами перед подачей заявления нужно очень внимательно изучить условия поступления и подготовить все необходимые документы, а также заранее предупредить училище или колледж, что к ним идет абитуриент с инвалидностью, чтобы в учреждении успели подготовиться к работе с таким студентом.
- Сейчас, когда инклюзия стала популярней и когда учреждения впервые видят абитуриентов с инвалидностью, первое, что они делают – боятся, а потом уже дальше разбираются, учат и в дальнейшем гордятся своим студентом, - говорит Лариса Самсонова. - Учреждениям образования нужно учиться использовать все инструменты, а людям с инвалидностью – научиться отстаивать свои права, ведь в училищах и колледжах могут не все подсказать, не все знать. Каждая история уникальна. Каким способом человек с инвалидностью получит образование, неважно, главное, чтобы он себя реализовал. Возможно, для этой девушки могут помочь реализовать ее талант также и в неформальном образовании.
КСТАТИ
Согласно данным государственной службы статистики, по состоянию на конец 2019 года в инклюзивных и специальных классах в учреждениях профессионального (профессионально-технического) образования учились 590 человек со специальными образовательными потребностями, в учреждениях "фахової передвищої освіти" – 3274 студента, в учреждениях высшего образования – 722 человека.
|
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Жертва кораблекрушения в Греции: Хромая тренер. Пишу книгу о выживании после наезда яхты