Из Донецка - в Харьков: теперь только через Россию и сутки в пути

"КП" в Украине" записала рассказ двух донецких пенсионерок, отправившихся за своими пенсиями по единственному доступному маршруту.

Фото: Мариенко Андрей / УНИАН

Устав от ожидания открытия блокпостов и волнуясь за "зависшие" в банках свои пенсии ("мало ли что, банки и лопнуть могут, мы тогда своих денег не увидим!"), они решились на настоящую авантюру - ехать из Донецка в Харьков через Россию. Анастасия Павловна и ее сестра Дарья Павловна поделились проблемами и сложностями с которыми столкнулись в дороге. Далее с их слов.

"За ручку проведем через границу"

В общем, надо было ехать и побыстрее. Мы – пенсионерки продвинутые, у нас есть Телеграм, а в нем – море предложений от перевозчиков. Отвезут куда угодно, были бы деньги у пассажиров.

Неделю мы читали предложения от перевозчиков в соцсетях и искали более-менее надежного. "Без "Дії"!!! Без штрафа!!! Без пешего перехода!!!" - наперебой кричали в Телеграме оставшиеся без заработка бывшие перевозчики маршрута "Донецк - КПВВ - свободная часть Украины".

Подумали, что мы не знаем точно, из кого выбрать, поэтому уже все равно. Ткнули в первого попавшегося. Написали. На том конце соцсети оказалась милая диспетчер Катя, курирующая с десяток перевозов из Донецка на подконтрольную территорию Украины через Россию.

"У нас очень хорошие водители!!! – писала Катя в личной переписке, не жалея восклицательных знаков и смайлов. – Мы уже больше месяца возим людей - нет ни одного негативного отзыва. За ручку каждого проводим через границу и сами обо всем там договариваемся!"

Катя быстро нас убедила, мы поддались магии смайликов и записались на ближайшую поездку через день. Оставалось узнать главное.

Подобных предложений в Сети можно сейчас найти десятки. Фото: соцсети.

"Огласите цену, пожалуйста!"

"2500 гривен + 500 за отсутствие "Дії", - ответила Катя и, подумав, добавила: Поверьте, это не самая дорогая цена".

Полистав ленту, мы поверили. Ценник за поездку доходил у некоторых предприимчивых водителей до 5000-7000 гривен начиная с 2000, но в этом случае перевозчики предлагали будущим пассажирам самостоятельно решать вопросы с пограничниками, "Дією" и штрафами.

Вечером накануне дня поездки перезвонил водитель, представился Владимиром, поинтересовался, где мы живем, сказал, что от дома не заберет, неудобно. Сошлись на удобной точке сбора в центре Донецка в три часа дня.

"Самое главное! – сказал Владимир. – У вас донецкая прописка в паспортах и есть украинские "заграны", не так ли?"

Мы подтвердили, мол, и прописка, и "заграны". Владимир выдохнул:

"А то едут, ничего не узнав, а потом на границе проблемы. Без загранпаспорта из Украины в Россию не выедете на обратном пути, а без донецкой прописки – из России в Донецк. Вопрос, конечно, на границе решается, но уж сильно дорого".

В очередях у пункта "Успенка" люди зачастую проводят по 7-10 часов. Фото: соцсети.

Купите очередь!

Начитавшись отзывов и предложений в интернете, мы твердо знали, что:

а) по факту - мы находимся в Украине и никуда из нее не выезжали. "ДНР" - это Украина. Мы не выезжали в Россию, и на пунктах пропуска в базе нас нет. И тут мы вдруг объявляемся в России, откуда едем в Украину. Вопрос: как мы оказались в России? Ответ: через неконтролируемые пункты пропуска. За это штраф положен;

б) нас ждет штраф в 1700 гривен, а может быть, и больше, а может, и не ждет – как повезет. В интернете мы нашли описанные очевидцами случаи, когда украинские пограничники входили в положение людей, стремившихся вырваться оттуда любым способом, и не штрафовали бедолаг. Правда это или нет – понятия не имеем;

в) путешествие в одну сторону займет примерно 24 часа, и эти сутки в автомобиле нам надо будет как-то выжить;

г) львиную долю этого времени мы будем стоять в очереди у пункта пропуска "Успенка" в так называемой "ДНР" - сначала в одну сторону, потом в другую.

Взяв про запас четыре литра воды, таблетки, кепки и истово помолясь, на следующий день мы сели в комфортный микроавтобус, даже с кондиционером. Почти два часа он катался по Донецку и соседним городкам, собирая пассажиров, так что к пункту пропуска "Успенка" (территория, подконтрольная "ДНР" вблизи Новоазовска) мы прибыли ближе к вечеру.

Уныло осматривая вереницу автомобилей на выезд в Россию, прикинули, что заедем, дай бог, к утру. Мы стояли 50-е в очереди, а перед нами томились не только легковушки, но и 8-, 12-местные минивены и урчал двухэтажный автобус примерно с 50 пассажирами.

Водитель молча ждал, постукивая пальцами под звуки из магнитолы. И дождался.

- Очередь поближе купить не хотите? - просунулся в окно незнакомый толстячок.

- Какой по счету? - лениво поинтересовался Владимир.

Так за тысячу рублей из пятидесятых мы стали двенадцатыми.

Уже у ворот пункта пропуска водитель обернулся в салон и четко сказал:

- Напоминаю, все едем в Россию. Не в Украину. В Россию. Если спросят. Подумайте, какой город назвать. Я предлагаю Белгород.

На границе "республики" нас продержали часа полтора, но даже про Белгород не спрашивали. Российскую границу мы прошли минут за 15, а дальше потянулись стандартные пейзажи и не менее стандартные для российских дорог автомобильные пробки-тянучки. Немногочисленные заправки, куда мы заезжали "ну хоть на минуточку, очень надо!", были небольшим праздником души в этом однообразии видов.  

"Мы на улицу Саксаганского"

Ближе к двум часа ночи, когда мы не знали, где едем, а с водителем надо было говорить, чтобы он не уснул, Владимир решил поговорить откровенно. Нам стало известно, что с оккупированной территории на подконтрольную Украине ездят несколько бригад перевозчиков. Почти все имеют руководство на подконтрольной. Многие перешли сюда с маршрутов из Донецка на свободную землю через блокпосты "без очереди".

- Через РФ маршрут мы еще толком не знаем, многие плутают, да так, что даже автонавигатор говорит, мол, не могу понять, где мы находимся, - говорил Владимир, перебивая зевоту.

Впрочем, заснуть бы ему точно не удалось – каждые 10-15 минут звонил его телефон, и диспетчеры (та же Катя, например) передавали ему все новые заказы. Позвонил и "главный", который огорошил и водителя, и нас:

- Машина на украинскую границу задерживается на час! Рассчитывайте время!

Как оказалось, мы ехали так называемым стыковочным рейсом. Владимир должен был довезти нас до Белгорода, затем – до пункта пропуска на российско-украинской границе "Нехотеевка".  "За ручку" через границу нас должен был водить его коллега, подъехавший с украинской стороны. И этот коллега по каким-то своим причинам выехал на час позже. Соответственно, в перспективах у нас был лишний час у границы в ожидании, как нам сказали, Николая.

- Ждем сейчас! - сказал Володя, остановил микроавтобус у обочины, положил голову на руль и заснул.

Мы молча смотрели на звездное небо, которое сливалось с землей, и чувствовали себя в космосе. Во-первых, мы не знали, где право, лево, верх и низ. Во-вторых, мы не знали даже хотя бы примерно, в какой области находимся. Телефонной связи у нас не было (роуминг, дорого!), поэтому мы молча сидели и ждали в полудреме, уже проклиная тот день, когда решились на эту авантюру.

Ровно через час двадцать Владимир оторвал голову от руля, сказал бодрым голосом: "Поехали!" и махнул рукой.

Следующие два с половиной часа мы провели в ожидании перехода на "Нахотеевке". Как перешли - помнится уже плохо. Над нами порхал свежий и выспавшийся Николай, готовый водить нас за ручку где угодно и куда угодно. На "Гоптовке" - украинской стороне - пограничник, взяв наши паспорта и покрутив в руках, поинтересовался:

- Куда едем?

- В Харьков, - честно ответили мы, потому что врать уже не было сил.

- К кому?

- К друзьям, - выдавили мы из последних сил.

- Адрес!

- Улица Саксаганского, пять, - выпалили мы наугад. Почему Саксаганский появился у нас в головах, мы уже никогда не узнаем. Он просто появился, и все.

Пограничник смотрел на нас, мы – на пограничника и думали, что будет, если в Харькове не окажется улицы Саксаганского…

Она там есть, и мы снимаем шляпу перед великим человеком, чье имя присвоено улицам во многих городах. Нам вернули паспорта.

А потом мы сели в машину. И тут мы делаем важное отступление.

Мы не знаем, о чем и с кем на границе России и Украины договаривались Катя, Николай и другие перевозчики. Мы не можем утверждать, что там происходило. По факту, мы проехали границу РФ и Украины, не устанавливая приложение "Дія" и не оплачивая никаких штрафов, а на другой день вернулись обратно. Все вопросы решал водитель микроавтобуса. Мы просто надеялись, что государство пойдет навстречу своим гражданам и не будет их наказывать. Это тот самый случай, когда "в виде исключения…", и оно было оправдано.

Никакого штрафа мы не платили. "Дію" не устанавливали.

Конец странного путешествия

Через 23 часа после выезда из Донецка мы въехали в Харьков, куда раньше, до войны, прекрасно добирались часов за 6 на машине. Впереди нас ждали банкоматы, терминалы и покупки по списку. Мы по телефону снимали лимиты на снятие средств и опустошали банкоматы. У нас было пять пенсионных карт людей, которые с марта отнесли в ломбард все более-менее ценное, что смогли найти дома. "Пенсию ДНР" сжирали долги по коммуналке и лекарства. Как вы понимаете, мы просто были обязаны привезти им их честно заработанные деньги, чтобы они банально выжили.

Да простят нас харьковчане, но это мы опустошили все банкоматы в районе вокзала. К слову, они и так были уже полупустые… Вечером, дойдя до койки в хостеле, где в комнате мы были одни, закрыв дверь на замок, мы провалились в сны без сновидений, забыв от усталости поесть.

Утром около полудня мы выдвинулись обратно. Обратно ехать было не так интересно, хотя также долго. Рейс был нестыковочным, молодой водитель мчал нас по объездной, первую границу "Украина – РФ" мы промчались сквозняком, границу России и неподконтрольных территорий тоже… И встали на полтора часа у въезда на территорию так называемой "ДНР".

Вместе с нами встало и солнце нового дня.  Круглосуточно работающая граница была на замке. Ленивый "пограничник ДНР" курил, глядя на скапливающиеся у шлагбаума автомобили, и, видимо, получал от этого удовольствие. Потом он получил нагоняй от начальства и начал пропускать машины по одной.

- Откуда? - промычал он, глядя нам в лица. - Из Украины?

- Что вы, что вы! - испуганно затарахтела соседка по микроавтобусу. - Из Белгорода.

- Точно из Украины никого нет? Пенсии не везете?

Мы сделали равнодушные лица.

- Какие пенсии? Мы до Украины не доедем, помрем посередине пути, - засмеялся аккуратный дедушка в смешной белой кепке, как у дяди Мити из фильма "Любовь и голуби".

Пограничник хмуро осмотрел дедушку, просканировал всех взглядом и отпустил. В салоне тут же зазвучали страшные истории о том, как пенсионеров "потрошат" пограничники и забирают у них все до копеечки, понимая, что "из Украины" люди едут с деньгами…

В десять утра мы были в Донецке. Двухдневная поездка в Харьков благополучно завершилась.  Мы привезли в общей сложности около 70 тысяч гривен для пяти человек.

Если кто-то захочет нас в чем-то упрекнуть или обвинить - на здоровье! Можете ругать и называть кем угодно. Если честно - нам все равно. Мы слишком много пережили в Донецке за шесть лет, чтобы обращать на это внимание. Привезти старикам их деньги, чтобы в их тарелках появилось хотя бы дешевое куриное мясо и отступил призрак голодной смерти, - знаете, если надо, мы готовы сделать это еще раз.

Но очень надеемся, что до следующего раза, до зимы, что-то уже решится. И мы не будем вынуждены совершать такие далекие и глупые, с географической и моральной точки зрения, путешествия.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Летний отдых по-донецки: к пляжам пускают по спискам, а по ночам действует комендантский час