Спустя год после трагической гибели во время ралли Сливен Андрея Александрова друзья и близкие вспоминают о его неутомимой любви к автоспорту и к жизни.
Неутомимый конструктор гоночных автомобилей, пилот, чемпион Украины, мастер спорта международного класса Андрей Александров погиб в прошлом году на ралли в Болгарии, где участвовал в паре со своей супругой Оксаной, выполнявшей роль штурмана. Спустя год после этой трагедии, стараниями жены, друзей и организаторов гонки в Болгарии установили памятник - плиту с изображением гонщика, сидящего внутри автомобиля Субару. Копию монумента поставят в Одессе, на могиле гонщика.
Влюбленные в автоспорт
- У Андрея никогда не было принципа одержать победу любой ценой, - вспоминает супруга известного гонщика, Оксана Александрова. - Он говорил: "Важно быть не первым, а быстрым". А в случае поражения в гонке, с оптимизмом добавлял: "Ничего, еще погоняем!" От гибели в том печальном заезде меня спас лишь мой вес - 50 кг и небольшой рост. Я отходила от травм 8 месяцев. Но как только выздоровела, продолжила участвовать в ралли - в память об Андрюше.
У Андрея, по словам Оксаны, была своя дорога – подвластная только ему одному…
22 года он собирал гоночные автомобили: сначала в своей родной Одессе, а затем в Киеве, куда переселился уже со своей любимой Оксаной. Супруга понимала, с кем связала свою судьбу. Как ни странно, хрупкая женщина тоже оказалась безнадежно влюбленной в автоспорт и однажды стала штурманом в экипаже мужа.
- Андрюша был механиком у легендарного автомобильного инженера и пилота Виктора Московских. Пример последнего вдохновил моего мужа самому стать пилотом. Сначала он выходил на старт за рулем ВАЗ 2108, потом - на Мазде и Лянче Дельте, а затем не расставался с Субару. Надо было видеть довольное и счастливое лицо Профессора после того как в мастерскую Андрея попадал обычный Субару, а потом, через время, из боксов на Чайке выкатывалась боевая машина, готовая к гонкам! Недаром друзья называли его «профессором» - так досконально мало кто знает машину.
Свой первый и самый высокий титул в спорте - мастер спорта международного класса - Александров получил после убедительной победы в Болгарии. Это случилось за 13 лет до его гибели… в той же стране, в той же гонке, на той же трассе.
Гонщик должен быть не первым, а быстрым
Друзья Александрова вспоминают его только в настоящем времени.
- Чертова дюжина лет, которые мы с Андрюшкой дружили и вместе, но каждый по-своему занимался любимым делом, оставили столько воспоминаний, что можно и нужно книгу написать, "Повесть о Настоящем Человеке, - рассказывает известный гонщик Алексей Мочанов. – Уникальный Человек, высококлассный Инженер, настоящий Друг, реальный Боец на трассе и выдающийся, быстрый и думающий Пилот, в жизни Профессор был как все одаренные люди: прост, как ребенок и настоящий, как звездное небо над головой - когда не верится, что это все на самом деле и при этом не сомневаешься, что так оно и есть.
В 90-е годы практически все свои дни рождения Александров встречал в родной Одессе во время своей любимой гонки, ралли Куяльник (родился Андрей Владимирович во Львове, куда в это время занесло его родителей, но местом своего реального рождения Летающий Одессит всегда считал Одессу). Севериновская трасса очень нравилась ему. Но видимо, огромное желание показать все, на что способен именно перед родной одесской публикой (а я всегда был уверен, что две трети народу собирались вокруг севериновских допов, чтобы посмотреть на езду Александрова. Никогда не забуду первую гонку Александрова в Севериновке на Лянче на моих глазах - до сих пор так в нашем чемпионате не ездил и не ездит никто, даже супербыстрые экипажи обоих Салюков! Поверьте на слово…
Кстати, Александров с Германом были единственным экипажем на машине группы N, которые в чемпионате Украины хоть на одном допе смогли привезти WRC Васыля Ростоцкого - в херсонской степи, наверное, до сих пор еще не осела пыль от их езды за гранью понимания. Ведь по другому Энка не может быть на финише быстрее Мирового Раллийного Автомобиля: Метров за 40 до поворота Лянча Дельта Интеграле Эво уже стояла поперек дороги мордой в противоположную от направления поворота сторону - это Андрюша замахивался на своей жесткой трансмиссии и слушал, что в это время говорит Ваня Герман, его ученик и штурман в те годы. А народ смотрел, реально разинув рот. Это была "Матрица". Мультфильм. Компьютерная графика. Sega Mega Rally на симуляторе. Все что угодно, но не реальная езда - такого не бывает в реальной жизни! Так ездил в то время в чемпионате мира Колин Макрей!
Сейчас многим кажется, что так было всегда, но на Импрезу (зеленую Гэтэшку!) лянчевод из "Александров Engineering" сел всего 10 лет назад, в 1998-ом. И, между прочим, первую гонку на еще стандартной машине Андрюха с Ваней ехали на Киевской Столице нулем! Сколько смеха и добрых подколов пришлось пережить Андрюхе, когда он в Музее "Пирогово" не договорился с полностью стандартным автомобилем и шиной, и на выезде с Соцпоселка к Ставку безнадежно отпустил машину тонуть в болоте.
Александров всегда умел и любил работать на публику, при этом не теряя драгоценных секунд и не в ущерб времени на допе. И его естественно очень расстроила визуальная оценка "не на пятерочку" со стороны преданных и взыскательных одесских зрителей. Помню как сейчас: последний сервис гонки в Севериновке, Андрюха вылазит из машины красный, как пожарное авто после мойки, редкие волосы - дыбом, еле дышит, но уже курит… Оксанка Александрова и Паша Алексеенко разрезают напополам арбуз и Андрей не дожидаясь, пока спелую херсонскую ягоду начнут шинковать на дольки, пятерней выгребает серединку и жадно не то ест мякоть, не то пьет свежевыжатый холодный арбузный сок, пытаясь привести температуру тела в норму. За бортом было 42, в машине - все 60! Народ успокаивает Александрова - нужно проехать всего один доп до финиша, Павлинку. Подиум - гарантирован. Андрюха молча выслушал, кивнул, посмотрел сквозь говорящих и после сервиса сел в машину, отгородившись от внешнего мира и "окологоночных психологов" каркасом безопасности, захлопнутой дверью со стартовым номером "3" и ваниным голосом в интеркоме "Пелтора". Сел и поехал. Догонять, не докатываться: На спуске (сложное место на Павлинке, где и Валерка Горбань с Женей Леоновым уходили гулять по кювету, и Руся Кучер с Серегой Ковалем первый раз в жизни уложили Вазик на крышу). Импреза не смогла поехать вопреки законам физики и плотно приложилась левой стороной к флоре и органической химии северниовской окраины, и на Куликовом поле во время финиша Гэтэшка Александрова больше напоминала потягивающуюся перед пробежкой борзую собаку, чем японский гоночный автомобиль.
Если кто-то думает, что Александров расстроился из-за машины, железа, потерянного места – значит, он ничего не знает об Андрюхе! Единственное, что его сверлило, когда мы после гонки поехали отмечать его Возраст Христа, 33-летие, было - что нужно сделать, чтобы машина осталась на дороге, но не потеряла хода и времени. Все, что интересовало Александрова-Гонщика - это как быть максимально быстрым в каждой точке спецучастка. Как быть Быстрым, а не Первым. "Понимаешь, Леша - говорил мне мой друг, учитель, авторитет и духовный гоночный наставник, - чтобы быть первым, не обязательно ехать на ушах и учиться быть реально быстрым. Иногда достаточно иметь хорошего юриста в штате команды, особенно после Столицы-97 украинского чемпионата. А вот Быстрому человеку без разницы, каким он финишировал здесь и сегодня - первым или пятым из пяти других быстрых. Жизнь и спорт - это лотерея. И если ты попал в число быстрых людей - ты уже счастливый человек и гонщик, потому что никогда не борешься с другими. Соперники тебя только мотивируют, настраивают и стимулируют. Но все равно единственный настоящий соперник гонщика в гонке - это тот, кого ты видишь перед стартом в зеркале. Ты сам. И больше никто!"
Андрей всегда выжимал из себя и из машины максимум. Максимум возможного. И еще чуть-чуть не возможного. Но ни разу не проиграл своему отражению в зеркале. Хотя, я уверен, в зеркале Александров отражался как очень Быстрый Визави. Я счастлив, что жил с Профессором в одно время и наблюдал своими глазами эту Битву Отражений. «С днем Рождения, Дружище. Прошло 10 лет. А мне кажется, что всего десять месяцев назад ты вылез из машины в родной Севериновке красный, как пожарная машина после мойки, редкие волосы - дыбом, еле дышишь, но уже куришь. Оксанка режет пополам арбуз, и ты не дожидаясь, пока спелую херсонскую ягоду начнут шинковать на дольки, пятерней выгребаешь серединку и жадно не то ешь мякоть, не то пьешь свежевыжатый холодный арбузный сок, пытаясь привести температуру тела в норму. Тебе еще на доп. И фиг с ним, с этим подиумом, ведь гонщик должен быть не первым, а Быстрым! Я помню. Я не забуду. Я постараюсь. Клянусь».
Это его последний доп
- Наш последний разговор с Андреем был о том, что можно сделать для украинского спорта, вспоминает его друг Владимир Некрасов. - Мы обменивались идеями, мнениями, придумывали какие-то решения, и он просил меня продолжать делать то, что я делаю. Фактически, это было его последнее желание. И теперь у меня нет выбора.
По дороге в Сливен Андрей внезапно останавливается на горной дороге в лесу и выходит из машины. Это тот самый спецучасток, где тринадцать лет назад он попал в аварию, но остался жив, - правда, его тогдашний штурман Валерий Разумовский получил перелом ребер. Это тот самый спецучасток, который станет для него финальным. Это его последняя остановка...
В один из вечеров мы сидим у бассейна в гостинице. Вся команда весело плещется в синей воде, Андрей подходит к бортику, кричит: «Оксанка, смотри, это для тебя!» - и выполняет совершенно невообразимый прыжок с кувырком через голову. Это его последний прыжок...
В субботу вечером мы собрались за ужином. Андрей спокоен. Говорит нам, что никуда не торопится, перестраховывается в каждом закрытом повороте - бережет машину, экспериментирует с настройками. Мы предлагаем ему попробовать какое-то новое блюдо, но он опять заказывает одно и то же - кебабчи и местное пиво «Загорка». «Надо наесться кебабчиков до отвала, ведь я в последний раз в Болгарии», - говорит он. Это его последний ужин...
Утром мы выходим из гостиницы вместе, Андрей машет рукой и садится в тренировочную машину. Мы садимся в другой автомобиль и едем на десятый спецучасток. Андрей проезжает мимо нас, и я отщелкиваю серию кадров - весь поворот. Он проходит его изумительно красиво, в легком заносе, который он полностью контролирует. Это наше последнее свидание...
По окончании десятого допа мы переезжаем на финиш двенадцатого, и я остаюсь возле комиссаров, чтобы, как только Андрей финиширует, сразу же узнать его время и спросить, как дела. Но мы никогда не дождемся его - ни здесь, ни где-либо еще. Это его последний доп...
Не спрашивайте меня больше ни о чем, я не стану ничего рассказывать. То, что я видел, умрет вместе со мной.