Отвечаем на вопрос Зеленского: нужна ли свободная экономическая зона на Донбассе

"КП" в Украине" собрала мнения экспертов о плюсах и минусах такого подхода.

Фото: ФБ Мариуопольский морской торговый порт

Владимир Зеленский как может подогревает интерес избирателей к местным выборам. В четверг он огласил второй вопрос, который будут задавать гражданам на избирательных участках. Звучит он так: поддерживаете ли вы создание свободной экономической зоны на Донбассе. Разговоры об этом ведутся давно, и эксперты уже обосновали свои мнения по свободной экономической зоне в этом регионе.

Не Донбассом единым

Разговоры о создании Свободных экономических зон в Украине ведутся уже несколько месяцев. Причем, кроме Донбасса туда могут войти не только районы сопредельные с ОРДЛО, но и Херсонская область.

- Мы говорим о том, что должны  сейчас создать возможность приоритетного  развития территорий Луганской, Донецкой и Херсонской областей, подконтрольных правительству Украины, - заявил вице-премьер-министр — министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины Алексей Резников. - Сделать там точки роста, подтянуть туда инвестиции, сделать там определенные льготные режимы. Мне просто очень не нравится словосочетание "свободные экономические зоны", оно несколько дискредитировано. Поэтому ищем другую аббревиатуру. Но суть примерно такая. Дать точки роста, дать желание инвестору прийти с рисковым капиталом и начать там вкладываться. И местному, и среднему, и малому, и большому, и западному (инвестору – Авт.).

Как это будет работать, пока не знает никто. Правительство еще не представило свою концепцию развития СЭЗ. Но кое-какие подробности от чиновников все-таки просачиваются. Так представитель Луганщины в Трехсторонней контактной группе Вадим Горан заявил, что сейчас активно обсуждается развитие свободных экономических зон в локациях вблизи линии разграничения.

- Это предполагает определенную  территорию, на которой будет  размещаться производство, технопарки, определенные учебные центры, так  как без образовательных проектов  какое-либо производство остановится, – говорит Горан.

По его словам, такой проект поможет вернуть в украинское законодательное поле предпринимателей с неподконтрольных территорий.

- Только украинская регистрация  позволит работать предпринимателю  из неподконтрольных территорий  в этих экономических зонах. Регистрация, уплата налогов, сборов, предусмотренных  нашим законодательством, – это  условия развития экономических  зон, – заявил Горан.

Почему такая география

Как говорят эксперты, подконтрольные Украине регионы Донецкой и Луганской областей, а также Херсонщина выбраны не случайно. Там идет идеологическая война за умы населения.

- С началом боевых действий  населенные пункты по обе стороны  линии разграничения оказались  ввергнутыми в экономическую  депрессию, - поясняет эксперт Growford Institute Алексей Кущ. – На нашей стороне речь идет о Северо-Донецке, Лисичанске, Дружковке, Константиновке, Краматорске. Там было много предприятий машиностроения, которые или полностью остановлены, или выполняют мизерный объем заказов по ремонту техники. Относительно благополучными там выглядят Мариуполь и Авдеевка. Первый благодаря порту и меткомбинату, второй – из-за коксохимического завода. На границе с Крымом в Херсонской области, ситуация хоть и не такая удручающая, но даже в агарной сфере там все не благополучно.

В свою очередь, Россия вливает в Крым достаточно большие суммы, чтобы сделать из полуострова эдакую витрину. Сейчас там строят дороги, реализуют затратные инфраструктурные проекты. Один мост через Керченский пролив чего стоит.

- Жители приграничных и прифронтовых  зон недовольны сложившейся ситуацией, - говорит Алексей Кущ. – Поэтому  выбор этих регионов совсем  не случаен. Украине нужно вести  свою идеологическую войну, демонстрируя  жителям оккупированных регионов  преимущества жизни на украинских  территории. Украине необходимо  было раньше начинать проводить  политику реиндустриализации тех территорий, но до сих про ничего сделано не было.

Лекарство или топор

Опрошенные нами эксперты в один голос говорят, что модель СЭЗ, по типу тех, что были в Украине в конце 90-х, не помогут привлечь в страну инвесторов. Раньше СЭЗ использовались исключительно с точки зрения минимизации налогообложения. Как это будет сделано в этот раз, сказать сложно. Правительство пока еще не представило свою концепцию решения.

- Начнем с того, что ни один  инвестор в здравом уме не  будет вкладывать свои деньги  в предприятие, которое через  месяц может оказаться в зоне  боевых действия, - продолжает Алексей  Кущ. – Чтобы кто-то реально  вложил туда деньги нужно обеспечить  механизм страховки этих предприятий  от рисков военных действий. Это  может быть, например, специальный  гарантийный фонд в каком-то  надежном банке и из него  будут выплачиваться средства, если  инвестор понесет убытки из-за  военных действий.

По словам эксперта, у нас часто обсуждают абстрактную идею создания свободных экономических зон, без привязки к конкретным условиям.

- Споры о том, хороши СЭЗ или  плохи, ни к чему не приведут, пока мы не поймем, какова их  цель, - говорит Кущ. – Этот как  лекарство – им можно вылечиться  или погибнуть от него, если  не соблюдать дозу. Топором можно  нарубить дров или отрубить  себе пальцы, если ты не умеешь  им пользоваться. В прошлые годы  СЭЗы были полностью дискредитированы, когда через них завозили "ножки Буша", чтобы не платить налоги. Или возьмите ту же СЭЗ Крыма - с ней тоже ничего хорошего не получилось. Поэтому нам нужно понять, что мы хотим создать в этой свободной экономической зоне. Это может модель восстановления прежней промышленности, второй вариант – реиндустриализация, когда старые производства модернизируются или же создавать там что-то новое, под (т.е. всевозможные нанотехнологии, когнитивные науки, информационные технологии и т.п. - Авт.)

Эксперт говорит, что в мире существует множество вариантов свободных экономических зон – это могут быть технопарки, индустриальные парки, порты типа Порто-Франко и многое другое.

- Я сторонник идеи кластерного  развития экономики, - говорит Алексей  Кущ. – Ее суть в том, что  кластер объединяет в себя  предприятия на стыке разных  секторов экономики. И они получают  не классические налоговые льготы, а льготы на время создания  готовой продукции. То есть, пока  продукция, которая произведена  в кластере не вышла за ее  пределы, предприятия не платят  налоги. Все налоговые расчеты  по всей цепочке производства  происходит только после того, как продукция попала на рынок, не важно какой – внутренний  или внешний.

КОНКРЕТНО

В Турции сработало

В некоторых странах свободные экономические зоны действительно работают и приносят пользу местным экономикам. Так по словамдиректора экономических программ аналитического центра “Украинский институт будущего” Анатолия Амелина, в Турции СЭЗы процветают и обеспечивают стабильный рост экономики на 6% в год и помогают достичь стратегическую цель - 1 трлн долларов экспорта турецкой продукции в год.  По его словам, в Турции 21 СЭЗ с такими преференциями:

Амелин говорит, что кроме экономического роста, такие СЭЗ обеспечивают в Турции и социальную стабильность. Занятые на производстве люди не будут брать в руки булыжники, не будут заниматься криминалом и заработанные без налогов деньги они потратят в своей же стране.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ