Как отвечать на клевету?

На эту тему размышляет управляющий делами УПЦ митрополит Антоний (Паканич).

Терпение нужно иметь и для мира, и для войны. В любой ситуации, при любых обстоятельствах христианин должен молиться за ненавидящих и обидевших его. 

На судилище в Синедрионе Господь Сам показал нам пример мужественной стойкости и спокойной рассудительности. А ведь все сказанное против Него "свидетелями" было абсолютной клеветой. 

Клевета всегда страшна тем, что она прикрывается полуправдой и радением за якобы справедливость. Это ядовитое жало часто используют слабые люди, чтобы самоутвердиться за счет оклеветанного человека или отомстить. Это месть труса, который бьет в спину, исподтишка. Неслучайно одно из имен дьявола - клеветник, и те, кто прибегает к такому способу борьбы, вероятно, находятся под воздействием его "чар".

Как ни парадоксально, но христианину нужно больше бояться не клеветы в свой адрес, а переживать, как самому никого не оклеветать. Преподобный Амвросий Оптинский учит: "Слабый молится, чтобы его не оклеветали, а мужественный - чтобы Бог помог других не клеветать ни словесно, ни мысленно".

Вообще вопрос клеветы - это проблема культуры, воспитания человека, потому что самодостаточный воспитанный человек никогда не будет клеветать и не станет даже слушать сплетни о людях, ведь это просто неприлично. 

Есть выражение: "Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нем говорят другие, а послушай, что он говорит о людях". Если ваш собеседник любит делиться подробностями о ком-либо, то будьте уверены, то же самое он говорит о вас за вашей спиной. Никогда не нужно самому опускаться до уровня сплетен и пересудов, через которые и распространяется клевета.