Почему дорожает бензин и сколько это еще продлится

Цены на топливо растут быстро, а падают медленно.

Фото Ковальчук Виктор / УНИАН

Ценовые качели

Недолго украинские водители наслаждались низкими ценами на топливо. После того, как, упав до рекордного уровня, мировые цены на нефть пошли вверх, начали дорожать бензин и дизель на украинских АЗС.

С начала марта до середины мая цены на бензины снизились в среднем на три гривны за литр. Ценовое дно было достигнуто в конце весны, когда 95-й бензин можно было заправить по 17-18 гривен за литр, если использовать скидочные купоны сетей АЗС. После этого начался рост.

По данным консалтинговой компании "А-95", в течение июня цены на бензины в мелкооптовом сегменте выросли более чем на 7% (на 1,20 грн/л), до 16,80 грн/л за А-92 и 17,75 грн/л за А-95, ДТ с начала месяца подорожало на 6%, или на 90 коп./л, до 15,70 грн/л. При этом розничные цены выросли приблизительно на столько же. Несмотря на этот рост, топливо за год подешевело на четверть. Такие данные опубликовал Госстат.

В начале июля рост цен продолжился, с конца июня все виды топлива подорожали еще на 75 копеек. При этом только на текущей неделе ряд АЗС повысили цены на бензины и дизельное топливо на 20–50 коп./л.

Сколько же еще будет продолжаться подорожание?

Растет быстрее, чем падает? Или нет?

Большинство водителей уверены, что в случае подорожания нефти цены на АЗС растут быстрее, чем падают, в случае ее удешевления. Эксперты говорят, что это не совсем так.

- С 21 апреля, когда в Европе был отмечен минимум цен на нефть – 13,2 долл. за баррель – она подорожала до 43,5 долл., или в три раза, - говорит директор "А-95" Сергей Куюн. - Дизтопливо 27 апреля стоило 159 долл. за тонну, сегодня – 373 долл. (рост в 2,3 раза). Между тем за прошедших два месяца стоимость топлива на украинских АЗС оставалась неподвижной. И лишь в начале июля, когда розничная маржа сократилась до минимальных за последние два года значений, ценники начали понемногу ползти вверх. Как видим, и растут, и падают топливные цены далеко не сразу и не по любому поводу.

По его словам, все эти два месяца цены сдерживались дешевыми запасами нефтепродуктов, обильно закупленных игроками рынка.

- По нашим оценкам, на сегодня в стране сформированы рекордные запасы дизельного топлива (350-400 тыс. т) и бензина (150-180 тыс. т), - поясняет Куюн. - Но запасы понемногу исчерпываются, им на смену приходит более дорогая закупка. Переживаний доставил недавний скачок курса, но ситуация уже вернулась в исходную точку, так что можно сказать - пронесло. Ожидаем, что до конца июля цены продолжат рост, потенциал до 1 грн/л.

Что будет, если доллар будет по 30 грн

При э том не стоит забывать, что президент Владимир Зеленский высказывает желание девальвировать гривну до уровня 30 грн за доллар. Что будет с ценами на топливо в этом случае?

- Не знаю, кто там консультирует Зеленского и кто там в курсе происходящего в НБУ (он сказал, что все предприниматели это понимают), но разгон курса доллара до 30 грн – это страшный сон для топливного рынка, - говорит Куюн. -  К существующему уровню это 3 грн, а значит, рост цен составит минимум 2,5 грн/л, или 10% к существующим ценам. От такого скачка цен на импорт может икнуть и святая святых – программа "Большая стройка". Подрядчики уже провели тендеры и зафиксировали цены на сезон, в частности на битум. Его подорожание на 10% из-за проседания курса приведет либо к срыву поставок, либо к пропорциональному пересмотру цен и соответственно смет. И это только битум, а там же и куча техники в лизингах-кредитах и т.д.

С другой стороны, говорит эксперт, вырастет и сумма акцизов на нефтепродукты, которые предусмотрительно установлены в евро.

- То есть вырастут и гривенные поступления в Дорожный фонд, - резюмирует Куюн. - Эффект, безусловно, будет комплексный, но рост цен на топливо не пройдет незаметно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

3 тысячи каждому: зачем в Украине хотят включить печатный станок