Советник министра МВД Михаил Апостол: Если бы не мои мыши, хищения в Госрезерве не получили бы такой резонанс

По словам Михаила, 2700 вагонов зерна - еще не весь объем пропаж.

Фото: коллаж "КП"

Мыши, якобы съевшие зерно из Госрезерва, стали самым популярным мемом последних дней. Неленивый народ принялся высчитывать, сколько нужно грызунов, чтобы уничтожить 2700 вагонов зерна на 800 млн гривен. По одним расчетам, получилось 250 миллионов мышей, по другим - 945 миллионов. Одни пишут, что таким количеством хвостатых можно опоясать экватор, другие высчитали, что разжиревшие норушки плотно заполнят Майдан и все прилегающие к нему центральные районы Киева…

Впрочем, большинство "математиков" действительно не разобрались: мыши, объевшие Госрезерв, не реальны -  это шутка советника министра Михаила Апостола, которую восприняли всерьез.

Хотя… в каждой шутке есть доля правды. Народ привык к тому, что чиновники воруют и оправдывают свое воровство, что сейчас тоже поверили: все спишут на мышей.

А ведь такое уже было, и не раз.

Михаил Апостол рад, что шутка привлекла внимание к уголовному делу. Фото: facebook.com/apostolmv 

Это еще не весь объем прожорливости

Михаил Апостол говорит: он не ожидал, какой эффект произведет его метафора.

- Сначала я удивился, сколько людей не понимают шуток. Никто не обратил внимания на мои слова о том, что полиция открыла уголовное производство о хищении. Все стали говорить про мышей. Хотя сейчас я очень рад, что так произошло. В большинстве своем люди без интереса воспринимают серьезные вещи, а появись "изюминка", сразу за нее хватаются, - делится с "КП" в Украине" автор сенсации. – Если бы не мои мыши, история с хищениями в Госрезерве не получила бы такой общественный резонанс. Сейчас мне звонят из самых серьезных организаций. Я надеюсь, что это будет одно из самых мощных уголовных дел.

А ведь мы еще не осознали всего объема прожорливости.

- В одной Черкасской области исчезло 12 000 тонн зерна, - констатирует Михаил Апостол. - Сейчас мы имеем результат только внутреннего аудита и только по пяти областям. А что покажет аудит государственный? Факт в том, что зерна нет. А то, которое уцелело, очень низкого качества и не подходит под соответствующие стандарты.

Представитель МВД говорит, что "мыши" орудовали не год и не два. Были проверки, были аудиты, все проходило тип-топ. А посмотрели свежим глазом - беда…

Мем про мышей стал одним из самых обсуждаемых на этой неделе. Фото: соцсети

А как долгоносик опасен…

Президент Ассоциации фумигаторов Украины Тамара Подберезняк в своей профессии давно, плотно работает с Госрезервом и хорошо знает, что мем о мышах родился не на пустом месте.

- Я расскажу вам только одну историю, в которой принимала участие как эксперт. Предприятие называть не буду, допустим, это элеватор "А". В результате проверки там не досчитались нескольких тысяч тонн зерна. Директор предприятия написала объяснение, что с вредителями боролись, но на складе работали плохие фумигаторы, и зерно в результате уничтожили долгоносики и мыши, - рассказывает Тамара Подберезняк.

Оценить жизнеспособность такой версии эксперта попросили в прокуратуре.

- Спрашивают: такое вообще может быть? Я говорю, что по долгоносикам расчеты есть. Если с ними не бороться, то они способны уничтожить до 30% урожая. А сколько могут съесть мыши, никто не считал, нет такой научной формулы. Мышей вообще не должно быть на складе. Это полевые животные, зерно не является их естественным кормом. Для жуков – да, а для мышей – нет.

В прокуратуре посмеялись и уголовному делу дали ход. Но случай случаю рознь, на элеваторе "Б", например, могли поверить директору на слово

Каждый ведет учет по-своему

Тамара Подберезняк считает: коррупция глубоко проникла в Госрезерв и укоренилась даже на уровне противостояния жукам и мышам.

- Разрабатывались схемы по сохранности зерна, по борьбе с вредителями, выделялись деньги, но ни одна из схем не сработала. Потому что надо было делать откаты и все остальное. Я на самом высоком уровне предупреждала: будет вам "апофеоз". Вот он и настал, - констатирует наша собеседница. – А ведь на Госрезерв работает целый научно-исследовательский институт, сотни людей получают зарплаты за то, чтобы обеспечить контроль за стратегическими продуктами, а никакого контроля нет. Раньше была Государственная хлебная инспекция, которая хоть как-то вела учет, но ее упразднили.

Единого регламента не существует, утверждает эксперт, поэтому на каждом складе учет ведут по-своему. Отсюда и своеволие "мышей".

Татьяна Подберезняк хорошо знает, что люди куда большие вредители, чем мыши. Фото: facebook.com/fum.asociacia 

Государственное можно растаскивать

После поста Михаила Апостола у непосвященных создалось впечатление, что резервный фонд зерна засыпан в товарные вагоны. Но картинки состава длиной во всю Украину вы не найдете.

Зерно рассредоточено по специализированным предприятиям, которых в Украине больше десяти, и хранится оно на элеваторах.

- Это могут быть металлические банки, камеры напольного хранения – модификации разные, - говорит Тамара Подберезняк. – Но в любом случае при надлежащем хозяйствовании эти емкости должны быть недоступны для вредителей и строго охраняться. Я хорошо помню, как мы проводили обработку хранилищ, когда из них убирали старый урожай и засыпали новый. Теперь никому это не интересно.

По словам нашего эксперта, в Украине достаточно законов, которые разъясняют, как нужно беречь и контролировать зерно, а вот за их выполнением никто не следит.

- Контроль должна осуществлять Госпотребслужба, но специализированного управления в ней нет. Есть Управление фитосанитарной безопасности, но прямого указания, что она присматривает за зерном и за него отвечает, тоже нет, - говорит Тамара Подберезняк. - Вся ответственность возлагается на хозяина хранилища. Если это частник, он будет контролировать и беречь. А государственное разворовывается и вывозится за границу.

Специалист считает: сейчас, помимо государственного аудита, следует создать общественную инспекцию Госрезерва. Тамара Подберезняк готова принять в ней участие. Потому что мыши слишком зарвались.

Интересно знать

Что едят мыши

Мыши всеядны. Их рацион зависит от места обитания. Грызуны, живущие в полях, питаются семенами и молодыми побегами растений, на сельхозугодьях собирают упавшие на землю злаки.

В лесу мыши грызут орехи, семена клена, желуди, ягоды, выгребают мелких насекомых, личинки и гусениц из влажной подстилки.

Мышки, поселившиеся возле водоемов, охотятся на кузнечиков, пауков и любое другое "мясо", которое способно одолеть. Белковый рацион дополняют вегетарианским.

Поселившись возле человека, норушка сразу переходит на его меню, начиная от хлеба, молока и заканчивая карамельками. Ее ничуть не смущает присутствие в продуктах химии.

Считается, что за день мышь съедает 3 грамма корма. Но если она находит обильную пищу, то может вместить в желудок столько еды, сколько весит сама: в среднем 10-15 граммов.

"Домашняя" мышь может неделями обходиться без воды. Ей достаточно той, которая содержится в еде. Кроме того, организм мыши сам вырабатывает воду, когда переваривает съеденное.

Ученые до сих пор спорят, любят ли мыши сыр. Считается, что этот штамп родился из диснеевских мультиков. На самом деле мыши едят сыр так же, как и все остальное. Отдают ему предпочтение перед сладостями, но между сыром и зерном выбирают зерно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

На складах Госрезерва пропало 2700 вагонов зерна, предусмотренных на "форс-мажоры"