Всем нам известен страх перед жестокими преступниками и в то же время – интерес к ним. Вот этот тип, нам кажется, похож на маньяка, а этот – не обидит и мухи. Мы даже не представляем, как можем ошибаться. Человеческая психология – одна из самых простых на первый взгляд, а на практике – самых загадочных наук.
О том, почему мы не можем распознать в толпе серийного убийцу, что общего между бытовыми садистами и маньяками, "КП" в Украине" беседует с научным руководителем Института когнитивного моделирования, психиатром и психологом Спартаком Субботой. Сейчас он вместе с другими специалистами бесплатно консультирует украинцев в рамках запущенной Институтом при поддержке Министерства здравоохранения и Красного Креста Украины онлайн-платформы "Розкажи мені".
|
Не известные обществу преступники дают больше информации
- Спартак, вы эксперт в области изучения поведения серийных убийц и маньяков. С кем из таких приходилось встречаться?
- Если говорить об известных преступниках, то с Сергеем Ткачом - мы беседовали за три месяца до его смерти, и с Игорем Супрунюком - одним из "днепропетровских маньяков". Сейчас готовлюсь ехать на интервью в СИЗО Кривого Рога, чтобы встретиться с тремя серийными убийцами и одним импульсивным. Для меня не известные обществу преступники, которые совершили немного эпизодов, допустим, пять, даже более интересны, чем известные. Они легче идут на контакт и дают больше полезной информации для анализа.
- Пять убийств – это немного?
- В мире серийных душегубов такие считаются дилетантами. Например, Ткач совершил 117 убийств, россиянин Пичушкин ("Битцевский маньяк". - Ред.) – 49. Все познается в сравнении.
- Вы собираете интервью как психиатр?
- Больше как профайлер. Психиатрия в плане серийных убийц немного ограничена. Она рассматривает только психопатологию – как объект патологических моделей поведения. Я пытаюсь понять фабулу убийства и способ действия преступника.
Могут изобразить любую эмоцию
- Попробуйте посмотреть на преступников, с которыми общались, с позиции обычного человека. Допустим, менеджера или журналиста. Как бы вы их восприняли?
- Если не знать, что перед вами серийные убийцы, то это достаточно обаятельные, чаще всего интеллектуально развитые, собранные люди. Вы никогда в жизни не выделите их среди других ни по глазам, ни по поведению, ни по словам. Есть, конечно, так называемые визионеры – сумасшедшие, которые убивают в состоянии психоза. У них органические повреждения мозга, и они выделяются. Но большинство тех, кого мы называем маньяками, ничем в жизни не отличаются от других.
- А что вы видите, как психиатр, психолог?
- Все симптомы психопатии. Например, полное отсутствие страха, отсутствие эмпатии - способности переживать. Убийцы - очень хорошие имитаторы, могут изобразить любую эмоцию, которая необходима для впечатления. Мне, как специалисту, комфортно с ними разговаривать, потому что они пытаются манипулировать, а я использую методы контрманипуляции. Это азартно, и они тоже любят посоревноваться.
У таких людей очень простой, очень циничный взгляд на вещи. Они не способны оценивать свои ошибки через призму опыта и потому повторяют и повторяют их. Они беспринципны и готовы жертвовать чем угодно ради цели. Но надо признать: если бы жизнь сложилась иначе, такие люди могли бы быть хорошими специалистами в сфере управления.
- То есть Денис Малюська был не так уж неправ, когда говорил о том, что готов взять пожизненно заключенных к себе на работу?
- Тут надо правильно оценивать. Убийцы имеют характеристики, которые другие люди путают с качествами лидера. Но это не лидерство, это голый материализм, способность шагать по трупам, которая, на первый взгляд, кажется целеустремленностью. На самом деле это жестокость. Хотя в некоторых сферах она может принести пользу. Например, бизнесмен с такими качествами будет успешным. Или в хирургии – доктор с холодным сердцем примет решение исходя из логики, а не из эмоций.
- Большинство из известных серийных убийц были признаны вменяемыми, то есть психически здоровыми людьми.
- Дело в том, что у нас в классификации болезней нет такой категории, как психопатия. Но такое понятие и такой диагноз есть. Психопат - это человек, который полностью осознает свои действия. У него не бывает состояния аффекта, он бесстрастен, рассудителен. Это биологическая основа, которая часто передается по наследству. От матери по Х-хромосоме к сыну, от сына - к дочери.
Психопат не обязательно убийца. Он может быть хорошим ученым, специалистом в разных сферах. Но если обстоятельства складываются в определенную цепочку, они толкают на путь жестоких преступлений. Никто не рождается убийцей, люди приходят в наш мир невинными - без убеждений и страсти к насилию. Влияние оказывают психотравмирующее события, иногда физические травмы.
|
Почему симпатизируют маньякам
- Определенная часть общества испытывает симпатию к маньякам. Это тоже из разряда нормальностей?
- Серийные убийцы делятся на два типа: организованный несоциальный тип и дезорганизованный асоциальный.
Яркий пример первого типа – это американец Джон Уэйн Гейси, убивший 33 парня. Он баллотировался в мэры, и его даже избрали бы, если бы не изобличили и посадили в тюрьму. Или Теодор Банди - красивый и харизматичный. На суд к нему приходили десятки женщины, которые говорили, что были бы счастливы видеть возле себя такого мужчину. Это высокопродуктивные люди, хотя и в отрицательном смысле.
- А второй тип?
- Это люди, которые имеют галлюцинаторные синдромы, шизофрению, какие-то другие психические расстройства. Они не особо отдают себе отчет в том, что делают, повинуются неким "голосам". Таких могут признать невменяемыми.
- Есть спор: чем отличается алкоголик от пьяницы и маньяк от серийного убийцы. Например, Оноприенко. Он не просто убивал - он шел грабить. Тем не менее его называют маньяком.
- Маньяк - это человек, у которого есть навязчивая идея. Стремление к убийству ради сексуального либо эмоционального удовлетворения. Да, не все серийные убийцы - маньяки. Что касается Оноприенко, то он не просто грабил. Нажива для него была вторична - как оправдание преступлений. На самом деле он получал удовольствие от процесса убийства. Известен случай, когда он хладнокровно расстрелял грудного ребенка, который никак не мог его выдать.
|
Поймать отравительницу труднее, чем душителя
- Фигура серийного убийцы ассоциируется с мужчиной. Но история знает и женщин, причем немало. Женщины кажутся более прагматичны - убивают по расчету. Или не так?
- Дело в том, что способы совершения преступлений у женщин и мужчин разные. Женщины реже прибегают к убийству, где нужна физическая сила. Они травят, топят, если жертва слабее. И не только ради наживы. У женщин тоже встречаются мании. Например, в 2018 году нашумела история британской медсестры, которая задушила 300 младенцев в больнице потому, что сама потеряла ребенка. Она считала, что таким образом избавляет других женщин от страданий в будущем.
- И все же почему женщин-маньячек меньше, чем мужчин-маньяков? Потому что они физически слабее?
- Нет, они реализуют себя иначе. И у них биологически заложен более сильный контроль импульса. Например, мальчику говорят: ты не должен плакать, должен быть сильным, то есть подавляют его эмоции. В будущем ему труднее будет контролировать такие процессы. Девочке прививается женственность, ей позволено проявлять слабость.
Хотя на самом деле я бы не сказал, что женщин-убийц намного меньше, чем мужчин. Поймать отравительницу труднее, чем душителя, меньше следов.
- Если Клеопатра действительно устраивала "египетские ночи", ее можно назвать маньячкой? Предание гласит, что она получала удовольствие не только от близости с мужчиной, но и от мысли, что ее партнер наутро умрет.
- Это относится к сексуальным отклонениям, когда человек получает удовольствие или дополнительное удовольствие только после того, как причинит вред другим. Не знаю, как это происходило у Клеопатры, но если брать за основу предание, то - да.
Все родом из детства
- Все психологи твердят, что склонность к маниакальным убийствам закладывается в детстве. Но травмы психические, физические переживали на заре жизни многие. Может быть, нужно что-то еще, чтобы перестать быть обычным человеком?
- Не все люди находят способ конструктивно решить внутриличностные конфликты. Исследования действительно свидетельствуют, что 80% серийных убийц переживали сексуальное, эмоциональное, экономическое или физическое насилие в детстве. Но бывают и биологические причины. Например, в Америке один мужчина стал убивать людей из снайперской винтовки после того, как начал видеть этот мир.
Есть еще такое расстройство, о нем знают даже не все психиатры, как гомицидомания - паталогическая потребность лишать других существ жизни. Это биологическая производная - недостаток нейронов в лобной коре мозга, которые отвечают за переживание, за логику. Такие люди не понимают, что другие живые существа страдают.
- Может быть, этим страдал тот самый "днепропетровский маньяк" Супрунюк. Юноша из нормальной семьи, ни в чем особо не нуждающийся вдруг начал с приятелем убивать животных, а потом людей - первых встречных.
- Мне кажется, нет. Я склонен считать, что это была криминальная романтика. Супрунюк с приятелем готовили себя к роли киллеров. А потом они почувствовали власть над жизнями и не смогли остановиться.
Украине нужен единый аналитический центр
- В кино обычно так: появляется серийный убийца, тут же начинают работать аналитики, составляют психологический портрет, выходят на преступника логическим путем. А в жизни маньяк может действовать долгими годами, например, тот же Ткач. И вместо него сажают невинных.
- Серийного убийцу не так просто поймать, как кажется. Если это неорганизованный асоциальный тип, он хорошо умеет заметать следы. Ткач работал экспертом в полиции и даже давал рекомендации по некоторым преступлениям, которые сам совершал.
- А у нас есть аналитические центра, профайлеры?
- Профайлеров нет. Я пытаюсь этим заниматься. Мы с Александром Саинчиным - доктором юридических наук - хотим сделать большую совместную работу по психологическому портрету серийного убийцы. Такой опыт в Украине уже был, но слабый.
У нас есть хорошие аналитики, но они оторваны от практики. И нет единого центра, который бы аккумулировал наработки психологов и криминалистов, как в Америке. Я бы с большим удовольствием поучаствовал в создании такого центра и верю, что он появится.
Думать, играть и совершать – это не одно и то же
- Давайте отвлечемся от серийщиков. Вот просто убийство известного человека. И подозреваемые - уважаемые члены общества. Основной довод защитников: такие люди не могут убить, они добрые, хорошие, они специалисты… Есть представители человечества, которые в принципе не могут убить. Или каждому нужна своя мотивация?
- При определенных обстоятельствах, я убежден, убить может каждый человек. Если получит свою мотивацию, любой из нас может совершить преступления, которые до этого ему казались чудовищными.
- Убийство - это жестоко, это страшно и ужасно. Но почему все мы любим смотреть триллеры?
- Нам кажется, что при этом мы что-то познаем. Чем дальше человек от источника информации, тем выше уровень тревоги. А когда открывается что-то загадочное, создается впечатление, что мы получили над информацией власть и можем ее контролировать. Но на самом деле это не работает. Мы не распознаем убийцу в толпе обычных людей.
- Серийные убийцы, с которыми вы общались, любили жестокие фильмы? Некоторые психологи считают, что люди становятся агрессивными из-за того, что смотрят на кровь, играют в кровавые компьютерные игры.
- А вы знаете, что количество серийных убийц с 90-х годов резко упало? А тогда не было таких игр. Нет связи между личностным поведением и современными технологиями. Есть интересное исследование: у детей, которые увлекались "стрелялками", уровень агрессии ничуть не выше, чем у ребят, которые не играли. Думать и совершить - это не одно и тоже.
Педофил уверен, что любит ребенка
- Сейчас много информации о педофилах. Это отрыжка нашего времени или они были всегда?
- Были всегда, не было такой информированности. Педофилы - люди, которых трудно вычислить и обезвредить. Даже химическая кастрация не поможет. Потому что преступления часто совершаются не при помощи первичного полового признака, а при помощи рук.
Педофилия - это извращенное проявление сексуальности, которая формируется ввиду травматизации в детстве и которая, к сожалению, не лечится. Она может подавляться, купироваться, но излечить нельзя. В момент надругательства педофилы проявляют свою любовь к ребенку.
- Даже если убивают его?
- Они осознают, что поступают плохо, но в момент насилия испытывают искреннее влечение к жертве, как бы нежные чувства.
- Бытового садиста, начальника, который мучает подчиненных, можно приравнять к маньякам?
- Да, это тоже компенсация травм, которые пережили в детстве. Или результат неправильной системы воспитания. Социальная психопатия. Я же говорил, что не каждый психопат - убийца. Все зависит от стечения обстоятельств.
Многим преступникам можно было бы помочь
- Вы сейчас являетесь советником министра здравоохранения. Чем занимаетесь в этой роли?
- Мы пытаемся провести реформу психотерапевтической помощи, чтобы снять предубеждения, которые остались с советских времен, и сделать такую помощь доступной всем.
- А если бы ваши "подопытные" получили вовремя такую помощь, это бы им помогло?
- Я думаю, что многим можно было бы помочь. Вот, например, в Америке полицейский регулярно приходит в дом, где есть дети и зафиксировано домашнее насилие. Жертвы не просто получают психологическую помощь. Их мониторят в дальнейшем и опрашивают, если случается преступление.
У нас такого в помине нет. У нас человек может выйти из психбольницы, и им даже не заинтересуются, если происходит криминал.
ВАЖНАЯ ТЕМА
Где найти поддержку во время эпидемии
- Эпидемию коронавируса каждый переживает по-разному. Кто-то демонстративно презирает карантин, кто-то панически боится заразиться. Правду ли говорят, что страх усиливает возможность инфицироваться?
- Да, во многом правда. В состоянии тревоги у человека падает иммунитет. Связано это с выделением адреналина и кортизола, которые влияют на лимфатическую систему и на иммунную. Люди, которые меньше боятся, меньше болеют. Но и тот, кто не боится и не соблюдает осторожность, рискует не меньше.
- Многие нуждаются в помощи психолога, но не знают, куда обращаться, и пытаются "перекипеть" в себе.
- Вот этого тоже не нужно делать - "перекипать". Наш Институт когнитивного моделирования при поддержке Минздрава и Красного Креста запустил онлайн-платформу "Расскажи мне". Это бесплатная помощь квалифицированных психологов. Проект специально создан под те проблемы, которые возникают у людей во время эпидемии, карантина и экономического кризиса.
Чтобы получить помощь, просто перейдите на наш сайт по ссылке https://tellme.com.ua/ и нажмите кнопку "Обратиться за поддержкой". Заполните небольшую анкету и опишите свою проблему. Вам подберут нужного специалиста.
СПРАВКА
Институт когнитивного моделирования - современный научно-исследовательский центр, работающий в 5 направлениях социальных коммуникаций: социальные технологии, аналитика и социологические исследования, цифровые технологии, международная деятельность, социальная и корпоративная психология.
Институт разрабатывает авторские образовательно-психотерапевтические продукты покорпоративной психологии, проводит сеансы индивидуальной терапии. В стенах Института систематически проводятся научно-популярные лекции на темы психологии и социологии.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Леди-киллер, днепровские маньяки, убийца Оксаны Макар: кого предложить на работу Денису Малюське
"КП" в Украине" вспомнила пять историй пожизненно осужденных.