Когда в газетах появился текст постановления ЦК КПСС "О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма", я, на тот момент 16-летний десятиклассник, искренне ему обрадовался. Еще бы, при плановой социалистической экономике при подорожании алкоголя (который меня абсолютно не волновал) на ряд других товаров цену решено было снизить. В том числе на фотореактивы и фотобумагу (подростковое увлечение фотографией становилось гораздо дешевле). И не мог понять - почему лица знакомых взрослых мужиков в одночасье стали мрачными и серыми. Потом понял: любой "сухой закон" кардинально меняет общественную жизнь и почему-то всегда совпадает с непростыми, переломными для страны годами.
Бюджет "похудел" на треть
Практически одновременно с началом Первой мировой войны император Николай Второй 22 августа 1914 года запретил продажу алкоголя. Формально цель была обоснована поддержкой "трезвого" призыва. Фактически власть понимала: уровень пьянства в стране зашкаливал. Статистика показывала - количество потребления крепких напитков на душу населения приближалось к рекордным 5 литрам спирта на человека в год. Противники же "сухого закона" утверждали: не все так плохо, страна не входила даже в десятку самых пьющих в Европе, а количество мужчин-трезвенников составляло 43%, женщин - 90%.
Но власть решилась на жесткие меры и пошла на уменьшение бюджета, что казалось безумием для воюющей страны. Треть поступлений казны составляли "пьяные" налоги (продажа алкоголя была монопольным правом государства). Уже в 1915 году эти деньги даже не были заложены в бюджет.
Новшество в первую очередь касалось украинских земель, входящих в состав Российской империи. Территории-то были прифронтовыми, и здесь все было гораздо жестче с учетом "законов военного времени".
Только в Киеве было закрыто более 100 специализированных магазинов, продававших авторский алкоголь. Повесили замок и на "казенные кабаки", хотя в ресторанах 1-й категории стопочку-другую пропустить было можно. Только цена рюмки равнялась стоимости целой бутылки до введения новшеств.
Ждали и боялись "пьяных бунтов". Обошлось без них. Во власти были уверены - помог патриотизм и сознательность народа. Скептики же считали, что люди просто нашли альтернативу.
Закон не запрещал готовить медовуху, вино, брагу для собственного употребления. Пожалуйста! Только не на продажу! Подпольные торговцы вовремя сориентировались, и на центральных рынках города запросто можно было, хоть и из-под полы, купить бутылочку самогонки или наливки.
Еще одна лазейка для желающих "употребить" - спиртосодержащие лекарственные препараты в аптеках. К ним выстраивались очереди на несколько кварталов. Подсуетились и медики, объединившись с аптекарями. "Хмельной рецепт" стал обычным товаром, как сегодня "левая" справка в бассейн.
Но дальше всех пошли парфюмеры. Магазины с косметикой заполнили "питьевые одеколоны". По вновь изобретенным рецептам там было гораздо больше обычного спирта, а ароматных масел - ровно столько, чтобы был слышен запах парфюма. Этот товар пользовался особым спросом у интеллигенции и театралов. Не считалось зазорным у зрителей перед театральной постановкой принять в фойе по 50-100 грамм такого напитка.
|
"Спасибо товарищу Сталину"
28 октября 1925 года многие жители Киева находились в странно приподнятом праздничном настроении. Власти города анонсировали появление в магазинах настоящей "царской" водки по фантастически низкой цене. Через 11 лет николаевского "сухого закона", продленного и одобренного Лениным в 1919 году, Сталин наконец-то его отменил! Впрочем, движение к снижению ограничений наметилось еще в 1924 году. Тогда в продаже появилась неимоверно дорогая "слабенькая" 30-градусная водка. Любителям не нравилось, но выбора не было. А вот появление 40-градусной восприняли с воодушевлением, с ходу назвав ее "царской". Любопытно, как в первые годы советской власти стали называть бутылки с крепким напитком: 100-граммовая - "октябренок", 250-граммовая - "пионер", 0,5 - "комсомолец", 3-литровая - "партиец".
В появлении в продаже полноценной водки люди видели признаки своеобразной "оттепели", возвращение к прежней жизни. Но все было гораздо прагматичнее. Сталин впоследствии обмолвится - стране нужны были деньги, вот и вернули…
Неудачная попытка "минерального секретаря"
Второй раз "сухой закон" в ХХ веке ввел "отец перестройки" Михаил Горбачев. Вернее, попытался ввести. Ситуация с пьющим народом в постбрежневские времена была действительно аховой. Количество употребленного алкоголя на душу населения по сравнению с 1913 годом выросло больше чем в два раза и достигло 10 литров спирта в год.
Постановление ЦК КПСС "О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма" было опубликовано 16 мая 1985 года, через два месяца после назначения Горбачева на высшую государственную должность. По сути, это была первая его широкомасштабная кампания в рамках идей "перестройки". И последняя попытка авторитарной власти в корне изменить жизнь обычных людей. Ключевой была идея - не сократить употребление алкоголя, а приучить народ к трезвому образу жизни, вообще заставить отказаться от спиртосодержащих напитков.
Отсюда зачастую странные действия властей. Такие как безалкогольные комсомольские свадьбы и празднование Нового года. Попавшихся пьяными (выпившими) даже после рабочего дня специалистов без сожаления и разговоров увольняли с работы, независимо от их квалификации. Членов КПСС исключали из партии (что по тем временам практически ставило крест на карьере). В магазинах отпускалось не более одной бутылки крепкого алкоголя в руки (хотя цена "пол-литра" выросла с 4 рублей 70 копеек до 9 рублей 10 копеек). На свадьбы или поминки отпускалось до 10 бутылок, но при наличии специальной справки. Были запрещены банкеты, празднование юбилеев в ресторанах и шумные корпоративы.
Доходило до абсурда. Сцены застолий и их описания цензура вымарывала из новых кинолент и рукописей.
Но больше всего пострадала экономика. Антиалкогольная кампания принесла бюджету за два года 47 миллиардов рублей убытков (все те же 30% всей казны) и стала толчком для развития подпольного рынка.
Уже в 1987 году антиалкогольная кампания "минерального секретаря" (такое прозвище получил в народе Михаил Горбачев) плавно сошла на нет. Уже в 2005 году сам Горбачев признает - "сухой закон" был ошибкой, и провели его бездарно с перегибами на местах.
|
В ТЕМУ
Хрущев и атака на самогонщиков
Никита Сергеевич, став главной государства, в стороне от борьбы с "зеленым змием" не остался. В 1958 году принимаетсят постановление "Об усилении борьбы с пьянством и о наведении порядка в торговле крепкими спиртными напитками". Отныне водку запрещали продавать во всех предприятиях общественного питания. Закрыты были и все точки продаж "беленькой" поблизости от промышленных предприятий, учебных заведений, больниц, санаториев и в местах массового гуляния и отдыха трудящихся. Но если торговлю водкой ограничили, то вина и пива, наоборот, стали производить больше.
Куда более жесткая атака была проведена на такое явление, как самогоноварение.
Хрущева разозлила статистика продаж казенной водки. Получалось, в городах реализация шла "стахановскими" темпами (а значит, в бюджет шли регулярные поступления), а вот в сельской местности она практически была на нуле. Карательные меры не заставили себя ждать. Самогонщиков начали ловить и сажать в тюрьму. Только за 1958 год реальные сроки получили более 52 тысяч человек. Не остановили процесс и рекомендации руководителей силовых структур. Они уверяли Никиту Сергеевича - большинство людей "гонит" для себя и из выращенных на своих огородах продуктов. Если так дальше пойдет, все колхозники окажутся в тюрьме! Хрущев был неумолим и даже настоял на увеличении срока заключения для нарушителей с 1,5 года до 3 лет.