"День студента", "ночь пьяных оргий", "прообраз Дня Киева", "день первых ярмарок". До революционных событий 1 мая оставалось исключительно светским мероприятием. Все поменялось в 1917 году, когда каждая новая власть политизировала праздник и проводила его по своим правилам.
Первый легальный
Удивительное дело, но 1 мая пришлось ко двору всем, кто захватывал власть в Киеве в шальные революционные годы, исключением стали только 1918 и 1920 годы. Мешала война. В первом случае праздник почти день в день совпал с переворотом Скоропадского, во втором - в окрестностях города шли ожесточенные бои между польскими войсками Пилсудского и частями РККА.
Первыми свой сценарий праздника "обкатали" в период правления Центральной Рады (ЦР). 1917 год - прежний режим рухнул, и будущее страны казалось безоблачным и мирным. В воздухе почти физически ощущался небывалый всеобщий подъем, близкий к эйфории. Поэтому запрещенный при царе праздник стал уникальным поводом для новой власти показать свою лояльность к простому народу. Накануне в прессе появляется статья фактически второго человека в ЦР (заместителя председателя) Сергея Ефремова "Рабочий праздник". "Найти в себе человека, а не только винтик или дополнение к какой-то замысловатой машине - вот в чем заключается вес этого рабочего праздника", - пишет он.
Отмечали масштабно. В каждом районе города были выделены площади для митингов и демонстраций, всего таких было около 20, и, по разным данным, на улицы вышло около полумиллиона человек. Начали одновременно в 10 утра, и это была одна из самых запоминающихся мирных акций в те годы. Было много желто-голубых флагов, людей в одежде с украинской символикой, оркестры играли "Марсельезу", а главным лозунгом был "Да здравствует автономия Украины!"
Схожий сценарий, но с другими лозунгами
Все перевернулось через два года (1918-й пропустили из-за переворота Скоропадского). Власть поменялась, ее взяли в свои руки большевики и… провели свой Первомай - с размахом, не уступающим предшественникам. Мелочиться не стали, превратив весь город в одну праздничную площадку с центром на Софийской площади - здесь состоялся военный парад.
Не скучно и очень прогрессивно для того времени все было организовано и в других районах. Чего только стоил трамвай-кинотеатр, в котором все желающие бесплатно смотрели короткометражные ленты о революционной борьбе. По улицам перемещались грузовики, в кузовах которых актеры всех работающих театров разыгрывали сценки из жизни пролетариата.
Дальше - больше: с наступлением вечера на импровизированных киноплощадках под открытым небом крутили запись утреннего парада. А уже поздним вечером город ослепила небывалая праздничная иллюминация. Судя по описаниям очевидцев, такого яркого шоу киевляне не видели никогда. Кстати, оркестры, как и два года назад, играли "Марсельезу", а вот основной лозунг изменился: Им стал: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!"
Смена формата
Крутой поворот с форматом проведения праздника произошел в 1920 году. Советская власть хоть еще и не одержала окончательной победы в Гражданской войне, но уже крепко стояла на ногах. Здесь уже начинали задумываться о том, как построить систему празднеств (к которым большевики относились очень трепетно) таким образом, чтобы они идеально подходили к социалистической системе жизни.
Перед майскими праздниками 1920 года в прессе появилась статья наркома просвещения и главного вдохновителя первых советских массовых мероприятий Анатолия Луначарского. В ней он выразил разочарование в том, как проводятся революционные праздники. По его мнению, митинги, шествия и демонстрации - устарели, ведь являясь формой протеста в прошлые годы, сейчас они потеряли актуальность. Вывод - нужно искать новый поворот и почему бы вместо митингов (которые оперативно запретили) не отпраздновать Первомай ударным субботником?
Помните знаменитую картинку из прошлого, где Ленин участвует в субботнике и появляется в кадре с бревном на плече? Этому кадру - ровно 100 лет, субботник на Красной площади состоялся 1 мая 1920 года. Рекомендацию из Москвы на местах восприняли как руководство к действию. Не обошла она и Украину. Если в Киеве шли бои с поляками и ни о каких праздниках речи быть не могло, то восток и юго-восток Украины отметил 1 мая по-новому. В одном только Харькове состоялось около сотни "субботников". Впрочем, новшество продержалось недолго, уже через несколько лет Первомай вернется к традиционным вариантам проведения.
|
БЫЛО ДЕЛО
Впервые без присмотра церкви
Для Киева этот день уникален хотя бы тем, что, еще в XVII веке, заявленный как День студента, он стал первым в истории города праздником, проводимым без церковных обрядов. Тогда для очень патриархального Киева это стало прорывом. Придумали его в Киево-Могилянской коллегии. Все выглядело мило, камерно и даже скучно. Этакий корпоративчик для интеллигенции. Студенты и преподаватели выходили из стен учебного заведения и шли на расположенную неподалеку Щековицкую гору, где устраивали "бенкет духовный". Учащиеся читали стихи, пели песни, философствовали, а преподаватели следили за порядком - алкоголь, общение с девушками, прочие непотребства были строго запрещены. День выбран не случайно, темнело уже поздно, а в стены вуза нужно было вернуться засветло.
Традиция ночной пьянки
Все изменилось, когда на Щековице появилось кладбище, а место для студенческих пикников перенесли в Шулявскую рощу. Располагалась роща в значительном отдалении от Могилянки и уже тогда была любимым местом прогулок у киевлян. Посмотрели они на студенческие вечеринки – понравилось, и шаг за шагом 1 мая в Шулявской роще стало превращаться в народный праздник.
Поначалу не обошлось и без перегибов. К празднику подтягивались продавцы алкоголя, вечеринки затягивались на всю ночь (уже без студентов), превращаясь в массовые оргии, а полиция смотрела на происходящее сквозь пальцы.
"Народ пьянствовал целые сутки, - делился в своих дневниках в 1840-х местный дворянин Антон Солтановский, - и часто происходили здесь серьезные драки со множеством раненых. В глубине рощицы можно было натолкнуться на нескромные сцены, слышались неприличные песни и шутки".
Все эти безобразия продолжались до тех пор, когда из "шулявских гуляний" решили сделать официальное городское мероприятие.
На Шулявке собирался весь Киев
Во второй половине XIX века в Шулявской березовой роще стали устраивать целые ярмарки и проводить первые шоу - игры, оркестры, благотворительные аукционы. Инициатором перерождения праздника стала Татьяна Васильчикова (жена губернатора), глава Киевского женского благотворительного общества (очень уважаемой в те времена организации). 1 мая общество начало проводить здесь свои публичные мероприятия, а остальные "подтянулись". В роще, по словам очевидца, собирался "весь Киев".
"На Кадетском шоссе и в роще, - писала газета "Киевлянин" в 1880 году, - была собрана вся пешая и конная полиция, и благодаря, может быть, этому обстоятельству гулянье обошлось без всяких происшествий. Для публики, любящей хороводную музыку, истинное наслаждение доставил превосходный хор саперной музыки. Главный выигрыш [лотереи] - подаренный государыней сервиз - достался какому-то мальчику, коза - офицеру, но истинный фурор произвел выигрыш каким-то гимназистом лошади с телегою".
По большому счету "Шулявские гуляния" стали центральными в досуге киевлян, объединив в одном месте то, что сейчас мы видим на Андреевском спуске, ярмарках на Контрактовой площади. Вот только продолжения, к сожалению, не получилось, в годы Гражданской войны рощу вырубили на дрова, а сейчас здесь густонаселенный жилой район.
|
КСТАТИ
Впервые "солидарность рабочих" поддержали во Львове
Пока в остальных регионах страны определялись, как же относиться к 1 мая и что в этот день праздновать, всемирное веяние солидарности пролетариата первыми подхватили жители Львова (находившегося тогда под властью Австро-Венгерской империи).
1 мая 1890 года возле городской ратуши собралось около 4 тысяч человек. В основном это были украинские, польские и еврейские рабочие. На мероприятии был замечен Иван Франко - что придало событию особый статус. Провели вече - потребовали ввести 8-часовой рабочий день, запретить детский труд, сделать избирательное право всеобщим. Властями акция так и осталась незамеченной.
В ТЕМУ
Почему выходным днем стало и 2 мая?
С полным приходом к власти большевиков в 1922 году были введены и первые государственные праздники. К одному из главных на тот момент - 1 мая - уже в 1928 году почему-то добавили и 2-е. Без видимой причины и какого-то обоснования. До сих пор существует несколько версий такого решения. Самая правдоподобная утверждает: таким образом решили увековечить память о легендарных "маевках", на которых активно проводилась революционная агитация. Якобы власти сочли - 1 мая проводим официальные мероприятия, а 2-го позволяем гражданам оттянуться, отправиться в лес, устроить пикник с друзьями. Впрочем, это уже не имеет большого значения - 2 мая перестал быть "красным" днем календаря.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ