В Украине новый министр образования – Оксен Лисовой, ранее возглавлявший Национальный центр «Малая академия наук Украины». Педагог со стажем, заслуженный работник образования, лауреат государственной премии, кандидат философских наук, доцент, новатор, поборник всего украинского, фронтовик-доброволец.
В образовательной среде бурное оживление. Если фигура Сергея Шкарлета с самого начала назначения перманентно находилась под критикой, то Оксену Лисовому выдают большой кредит доверия. Чего ждут педагоги от своего нового руководителя, узнавала KP.UA.
Генеральная уборка
Екатерина Спитковская, ответственный секретарь Ассоциации руководителей школ Украины, директор киевской гимназии №107
– Я очень рада этому назначению. Я лично знаю Оксена Лисового и людей, которые с ним. Фигура министра – это важно, но те, кого он возьмет в свою команду, еще важнее. Вот сейчас мы очень переживаем, кто будет отвечать за среднее образование, и очень надеемся, что это будет прогрессивный, преданный делу человек.
Даже не могу сразу сказать, чего ожидаю – это очень объемный вопрос. Я преподаю в старших классах, поэтому мне очень важно, чтобы были пересмотрены образовательные программы. Потому что сейчас это набор рандомных предметов. Конечно, в каждый вкладывалась идея, но нигде в мире нет, чтобы ребенка загружали сразу всем. В старших классах должен быть относительно небольшой набор важных дисциплин, и на них нужно отвести освобожденные от малозначимых предметов часы, чтобы дети могли погружаться в тему. Каждый год как составляем эту образовательную программу, приходится драться за каждые полчаса, потому что где-то их не хватает, а где-то время тратится зря.
Надо дать детям возможность какое-нибудь, пусть небольшое, количество предметов выбирать самим.
Я очень надеюсь, что возродится проект «Новая украинская школа» (НУШ). Потому что на нем уже не три точки поставили, а жирную точку. Мы почувствовали это сильнее других. У нас в гимназии есть пилотные классы, которые раньше были в НУШ. Эти дети сейчас в 6-м классе, когда вся Украина в 5-м. Мы два года чувствуем, как трудно, когда нет поддержки доброго замысла. Все держится на учителях, мы просто загоняем людей. То, что задекларировало государство, оно должно выполнять и развивать.
Новый министр должен воплотить идеи НУШ в средней школе и как можно скорее – в старшей. Прекрасно сказала советница министра Иванна Коберник: наши учебные программы нуждаются в генеральной уборке. Прямо в точку попала!
Итак, генеральная уборка и планирование, учитывая ценности. Не просто бросать все подряд детям, а понять, что мы хотим от них на выходе. Не изможденных уроками подростков, а сознательных людей, у которых карьера начинается в старшей школе. Я всем детям так говорю. Но как тяжело это донести, когда есть рамки, за которые не имеешь права выходить.
Реальная дебюрократизация
Виктор Громовой, педагог, шеф-редактор портала "Образовательная политика"
– Я не знаю нового министра, но слышал о нем хорошие отзывы, и хотелось бы верить, что на них можно полагаться. Педагоги ждут, прежде всего, трех перемен. Первая – это реальная дебюрократизация. Потому что невозможно работать в этой лавине электронно-бумажного безумия – таблиц, отчетов, фотоотчетов и всего прочего, чего сейчас требуют от педагогов чиновники. Это просто парализует систему образования.
Вторая - что наконец-то начнется не очередная реформа, а послереформное развитие. Потому что с этими реформами мы уже почти приблизились к катастрофе.
Ну а третья - педагоги ждут и без надежды надеются, что, наконец, будут выполнены обещания обеспечить им достойную оплату труда. Ибо обещания были, а дальше то коронавирус, то война. Думаю, что если бы ни коронавируса, ни войны не произошло, все равно не были бы выполнены положения, заложенные на повышение оплаты труда. Их по сей день никто не собирался реализовывать.
Учителя ждут изменения своего статуса – и материального, и нравственного. Ибо последние пять лет вокруг них и школы формировалась агрессивная среда. С трибун говорили: "учителя важны", а реально унижали и затаптывали.
Я не скажу, что кто-то действительно верит в очень положительные перемены, но ожидания в глубине души у людей есть.
Необременительная цифровизация
Михаил Гриневич, директор Лютинской школы (Ровенская область):
– Я хочу, чтобы сбылось все, что заложено в "Новую украинскую школу". Когда этот проект начался, мы будто свежего воздуха глотнули – учебные зоны, образовательная среда, безопасная среда для ребенка, педагогика сотрудничества... По-новому, по-украински, по-европейски. Все началось и куда-то делось. В конце концов, мы должны определиться, куда идем – вперед или назад.
Что касается безопасной среды для ребенка, то она действительно должна стать безопасной. То есть школы в достаточной степени должны быть обеспечены теплом, светом, охраной. И чтобы убрались те всякие травли между педагогами, между детьми, между педагогами и детьми.
И цифровизация наконец-то выполнила свою роль – помочь учителям, а не лишним нагрузить. Это уже сплошной электронный формализм. Нас освободили от кип бумаг, но посадили за клавиатуры. Вот я все время печатаю и печатаю таблицы, отчеты. Учителя также печатают, а в этих таблицах еще нужно уметь разобраться, и технику кто-то должен обслуживать. А такой должности нет. Учитель информатики сам печатает, а ему еще детей нужно учить. Я понимаю, что все это требует не только желания, но и денег, но давайте немного разгрузим школы в электронном плане. Сведем цифровизацию к уровню, когда она не будет отвлекать от учебного процесса, а стимулировать его.
Еще нам придется развивать в дальнейшем дистанционное обучение. Оно никогда не заменит очное, но – война, могут быть разные ситуации. У меня сердце разрывается, когда дети должны общаться с учителями через смартфоны, потому что не все родители готовы купить ноутбуки. И об этом тоже нужно думать. И искать, как решить проблему.
Развитие профессионального образования
Роман Бондаренко, юрист, администратор группы "Родители SOS"
- Прежде всего мы надеемся, что "Новая украинская школа" снова будет в повестке дня. Очень жаль детей, четыре года учившихся по новой программе, а пришли в 5-й класс - нет учебников, и всех вернули к старым еще советским методам.
Еще мы хотим, чтобы в стране были изменены приоритеты. Чтобы образование было пусть не на первом – на втором месте после армии. Потому что без образования и доброй армии у нас не будет и хорошей страны.
По более конкретным вопросам хочу определить следующее. Надо прекращать увлекаться массовым высшим образованием. Чтобы сплошь были юристы, экономисты и журналисты. Послевоенное восстановление потребует специальностей, для которых не важен вузовский диплом. А важно крепкое профессиональное образование. Для этого нужно активно развивать и поднимать престиж колледжей, ранее называвшихся профессионально-техническими училищами. Которые готовят монтажников, строителей, слесарей, то есть людей, которые будут работать руками и уважать свое дело.
Между тем
Заниматься проблемами образования, а заодно наукой, технологией и инновациями будет и бывший министр цифровой трансформации Михаил Федоров, назначенный вице-премьером.
Помощь Министерству образования и науки по реализации качественных изменений он уже определил среди своих главных задач.
Ключевые векторы:
- Новый подход к управлению системой образования. Тотальная борьба с бюрократией, трансформирование учебных заведений в поддерживающие и привлекающие талантливых преподавателей за достойную оплату труда. Предоставление свободы управления эффективным менеджерам по реализации изменений.
Отдельная роль отводится развитию английского языка, цифровым навыкам, предпринимательству. Обещают открытие возможностей для талантливых ученых, грантовое и скоростное финансирование проектов. - Цифровизация образования. Расширение "Дії" на образовательное направление. Крутые услуги для школьников, студентов и родителей. Для преподавателей - развитие онлайн-системы для работы с контентом, создание платформы для управления образовательными процессами и получение данных для принятия качественных управленческих решений.
- Разработка и внедрение стратегии развития инноваций будущего. Ответ на вопрос, как развивать инновации в ближайшие 3-5-10 лет, чтобы украинцы создавали миллиардные компании и конкурировали с технологически развитыми странами.
- Планируется запуск образовательного, инновационного милтек-кластера, задача которого - поддерживать и претворять в жизнь идеи, проекты, связанные с военными технологиями.