Отзывы министра юстиции Дениса Малюськи о пожизненно заключенных – "такие хорошие интеллигентные ребята, что хоть сейчас на работу возьму" – одних удивили, других возмутили, третьих насмешили. Но не все так просто. Бывший руководитель пенитенциарной службы Украины Сергей Старенький, который хорошо знаком с этим контингентом, считает, что проталкивается определенная политика по льготам для особо опасных преступников. Об этом он рассказал в эксклюзивном интервью "КП" в Украине".
"Идет подготовка к тому, что всех надо выпускать"
- Сергей Евгеньевич, как вы думаете, с кем мог встречаться Денис Малюська, чтобы так расчувствоваться?
- Да с кем угодно из 2000 пожизненно осужденных! Они все очень любят рассказывать, какими стали хорошими, и надо отдать должное – красиво умеют это делать.
- А из тех "оступившихся мальчиков" 90-х годов много пожизненников?
- Достаточно. Правда, многие остались на оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей, где были основные учреждения для такой категории. Но и у нас около тысячи тех, кто были осуждены 10-15 лет назад, и у них приближается срок, когда они могут на что-то рассчитывать. Я думаю, что подобными заявлениями готовится почва к тому, чтобы министерство юстиции получило возможность менять правила пожизненного осуждения – отменять эту меру или заменять более мягкими сроками. С моей точки зрения, это направлено на получение коррупционной выгоды.
Сейчас есть один путь – через помилование президента. В прошлом году было два помилования пожизненно заключенных, и они вызвали неоднозначную реакцию в обществе. В 2017 году пожизненник вышел на свободу по состоянию здоровья, и это стало прецедентом, который общество не очень хорошо восприняло. Похоже, идет подготовка к тому, что всех надо выпускать.
- Рядовым "браткам" из 90-х, насколько помнится, не выносили исключительные приговоры. Пожизненное получали и получают только те, на чьих руках кровь.
- Да, "братки" получали большие, но ограниченные сроки – от 10 до 15 лет. К пожизненному приговаривали либо организаторов умышленных убийств, либо тех, кто виновны в нескольких смертях, совершили особое циничное, жестокое убийство.
- Вы же тоже общались с пожизненными заключенными. Если взять постороннего человека, они действительно могут создать для него такую картинку вокруг себя, что хоть к ране прикладывай?
- Безусловно, такое они умеют очень хорошо. Я это называю "ездить по ушам". Посторонний может расчувствоваться, но в общем-то нужно воспринимать критично и понимать, с кем имеешь дело.
"Пожизненник должен умереть в тюрьме"
- Тем не менее, в последние годы пожизненно заключенные освобождаются не только по помилованию. Вот, например, члены нашумевшей в свое время группировки "ТОП-Сервис" - Игорь Шагин и другие.
- Там другая ситуация. Им вменялось покушение на убийство главы Жовтневой райгосадминистрации Николая Пидмогильного. А относительно недавно депутаты внесли изменения в Уголовный кодекс, которым покушение не является основанием для пожизненного заключения. И всех, кто были осуждены по такой статье, выпустили.
- В 2019-м ЕСПЧ осудил практику пожизненных приговоров в Украине как нарушение прав человека. И теперь заключенные массово пишут прошения о пересмотре дел.
- Это решение касалось осужденных, которых судили по старому Уголовно-процессуальному кодексу. Дела слушались в двух инстанциях: первая - Апелляционный суд, вторая - Верховный. Третьей инстанции, как сейчас, не было, и это раскритиковал Европейский суд.
Сейчас очень четко прослеживается давление разных иностранных грантовых организаций и правозащитников, которые работают в контакте с организованной преступностью, к послаблению наказаний. Где-то это грамотная работа юристов в ЕСПЧ, где-то создание депутатского лобби для изменения законов. Вот сейчас Малюська сделал вброс. Над ним потешаются, а на самом деле надо смотреть серьезно. Я не думаю, что он такой наивный и сентиментальный человек, как показался многим. Он занимает продуманную позицию.
- Но ведь судебные ошибки есть, "КП" в Украине" писала о том, как после решения ЕСПЧ пожизненно осужденных оправдывали. Да вот по маньяку Ткачу сколько было невинно посаженных за убийства.
- И по Ткачу, и по Оноприенко. Но в этом свете нужно расставлять другие акценты. Не обеливать поголовно всех, а искать и устранять причины ошибок. Почему министр юстиции не говорит, что нужно создать такую судебную систему, которая не будет склоняться в сторону обвинения, а будет объективно оценивать дело? Почему не поднимает вопрос о создании качественного следствия, дознания? Чтобы показания не выбивали силой, не подтасовывали факты. Нет, у нас берут отдельные ошибки как основание, чтобы ослабить всю систему. И всех назвать милыми ребятами.
- Пожизненное заключение может исправить человека?
- Пожизненное заключение не предусматривает такой задачи. Она предусматривает, извините за прямоту, что человек должен умереть в тюрьме. Чтобы заслужить помилование, должно случиться нечто сверхординарное, и так во всем мире. Пожизненный приговор выносится за что, что один человек забрал жизнь у других.
Нужно идти другим путем – смягчать форму наказания с течением времени. Допустим просидел человек 10 – 15 лет в строгой камере и зарекомендовал себя хорошо, его можно перевести в общие жилые помещения, чтобы было больше коммуникаций, больше возможности быть на свежем воздухе. Дать дополнительные свидания с родными, если они остались, открыть доступ в интернет. Я лично сторонник таких мер.
Но если кто-то будет совершать жестокие убийства и знать, что при пожизненном приговоре сможет выйти на свободу через 20 лет, мы не остановим рост преступности.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Леди-киллер, днепровские маньяки, убийца Оксаны Макар: кого предложить на работу Денису Малюське. "КП" в Украине" вспомнила пять историй пожизненно осужденных.