«Все, что нажили, уничтожило снарядами…»

В селе Герсевановка, которое находится рядом с полыхающим арсеналом, сгорело несколько зданий. Все поля вокруг усеяны осколками и гильзами. Как только загремели взрывы, люди убежали, бросив имущество, не прихватив ни денег, ни документов. Когда спустя двое суток вернулись домой, многих ждали обуглившиеся руины.

«Бедная собака и та сгорела»

Герсевановка сегодня выглядит так, будто пережила войну. В принципе, это недалеко от правды. Только в данном случае «боевые действия» разворачивались по непривычному сценарию: победителей нет, а вот пострадавших хватает.

- Все началось в четыре часа дня. Мы спасались в чем были, - вспоминает местная жительница Елена Константиновна, чей дом полностью разрушен. - Я проработала на этой военной базе 18 лет, потому прекрасно понимала, чем это все грозит.

Не взяв ни денег, ни запасной одежды, Александр Воробьев укрылся у сына. Когда спустя двое суток вернулся на родную Васильковую, 16, вместо привычного уютного домовладения его встретили обгоревшие руины.

- Сорок лет добро наживал - что теперь делать? - схватившись рукой за сердце, вздыхает Александр Викторович. - Бедная собака и та сгорела. И хрюшка, и курочки тоже погибли в огне. Когда вернулся, они лежали на земле, как жаркое, - потом местные собаки растащили. А еще на зиму приготовил сено, зерно - все пропало. Как теперь жить, не знаю. Если власти не помогут, даже ума не приложу, как выживать…

Прямо за почерневшей от пламени оградой усадьбы Воробьева видна воронка от разорвавшейся бомбы. В нескольких метрах валяется еще один неразорвавшийся снаряд. Дом по соседству также сгорел. Его хозяева еще не знают о том, что их ждет. Они эвакуировались в город и пока не вернулись.

Есть и уцелевшие дома, у которых только вылетели стекла. Те, кто отделался «легким испугом», крестятся и благодарят Бога.

- Мы пока осматриваемся, что и как. Ходим аккуратно, ведь вокруг столько боеприпасов: вдруг там мина или неразорвавшийся снаряд? - говорят местные жители и, следуя советам спасателей, обходят стороной валяющиеся в огородах увесистые болванки.

Сейчас на хуторе ведутся восстановительные работы - налаживают электричество. Сотрудники МЧС общаются с пострадавшими. Как рассказал вице-губернатор Харьковской области Сергей Стороженко, который работает в штабе по ликвидации чрезвычайной ситуации, в Герсевановке сгорело пять домов.

Лошадь Яну приютили на школьном дворе

- Я боюсь ехать домой, ведь он аккурат рядом со складом. Но настраиваю себя: что бы ни случилось, надо продолжать жить, - вздыхает пенсионерка Валентина Шевченко.

Женщина уже несколько дней ютится в здании школы. Вместе с хозяйкой в классе живет ее черная собака Жуля. Десять лет она провела рядом с Валентиной Александровной, и, когда хозяйка убегала от взрывов, собака не отставала от нее ни на шаг. Теперь вместе делят выпавшие на их долю напасти.

По словам Валентины Александровны, ко всем эвакуированным в школе относятся очень хорошо: кормят, психологи помогают словом, а медики следят за самочувствием. Маленькая Жулька и вовсе стала всеобщей любимицей. Впрочем, как и еще одно эвакуированное животное - лошадь Яна, которую поселили на школьном дворе.

- Когда начало взрываться, мы копали на огороде картошку, - вспоминает Наталья Чехлатая. - Лошадь взяли, а вот остальную скотину не успели. Там у нас еще остались уточки, куры. Но мужу удалось пробраться к дому, покормил их и вернулся назад. Все, слава Богу, уцелели.

На территории лозовского лицея №4 на сегодня осталось 17 человек из числа эвакуированных из эпицентра происшествия. Остальные жители Лозовой и окрестных сел уже вернулись в дома, как только радиус опасной зоны уменьшился с пяти километров до трех.

- Надеюсь, теперь сможем продолжить подготовку к учебному году, чтобы для детей первый звонок прозвучал вовремя, - устало улыбается директор лицея. 

P.S. Жизнь в самой Лозовой тоже постепенно налаживается. Дыма над частью не видно, взрывы звучат изредка, и они уже не такие мощные, как были в первые часы.

ОФИЦИАЛЬНО

Взрывотехники продолжают работать на всей пораженной территории. По данным Минобороны, там действуют 12 групп разминирования, включающие 69 саперов и 11 единиц техники.

- Ситуация под неусыпным контролем, применяются все средства для ее ликвидации в наиболее короткий срок, - заверяет руководство ГУ МЧС в Харьковской области.

Тем не менее городской голова Лозовой Сергей Литвинов поделился с журналистами тревогой, что тушение пожара на 61-м арсенале откладывается на неопределенный срок. К слову, по его данным, ориентировочная сумма ущерба от ЧП на территории военной части А-0829 и взрывов в арсенале составляет порядка 30 млн гривен.



Фото Сергея ИСАЕВА

Смотрите также фотогалерею "«У нас грохочет так, как будто война идет!»"