В первой половине марта украинская легкоатлетка Ольга Ляховая отправилась в Кению для подготовки к Олимпийским играм в Токио и не успела покинуть африканскую страну до закрытия границы.
Это не единственная неприятность, сопровождающая Ольгу в последнее время. Давеча стало известно, что ее не оказалось в списке обладателей президентской стипендии за высокие достижения в спорте в 2019 году, хотя она завоевала бронзовую медаль на чемпионате Европы в помещении на дистанции 800 метров. Четверо других медалистов континентального первенства в Глазго прыгуны Ольга Саладуха, Андрей Проценко, Юлия Левченко и Марина Бех-Романчук свои стипендии получили. "КП в Украине" решила разобраться, в чем дело, и позвонила Ольге в Кению
Почему я должна отказываться от положенных мне 15 тысяч?
- Как вышло, что всем медалистам вручили президентскую стипендию, а вам отказали?
- Есть одно дивное положение, согласно которому дистанция 800 м в помещении не относится к дисциплинам олимпийской программы, за успехи на которых и присваиваются президентские стипендии. Но парадокс в том, что 800 м – это олимпийская дисциплина. И даже в соревнованиях в манеже зимой я могу выполнять олимпийский норматив, и эти результаты засчитываются. Технические виды - это разные прыжки, толкания и метания - под стипендию попадают, а беговые – нет. Якобы только потому, что круг в манеже 200 метров, а на открытых аренах – 400.
Это несправедливо, я считаю. Никто не захотел пересмотреть этот нюанс в пользу беговых дисциплин. Банально из лени. Чем медаль на 800 метров отличается от медали в прыжках в высоту или длину? Ничем. Почему одним положена стипендия, а другим нет?
- Сколько составляет президентская стипендия?
- Порядка 15 тысяч гривен. Это за третье место. Плюс половина суммы от этой стипендии полагается еще и тренеру.
- Почему тренер сборной Украины по легкой атлетике Вячеслав Тыртышник не стал на вашу сторону?
- От незнания закона. Он не был в курсе всего этого. Как спортсмен Тыртышник прыгал в высоту и специализируется в этих видах.
- Какая-то реакция от министра молодежи и спорта Вадима Гутцайта последовала?
- Он лично мне перезвонил с просьбой написать письмо в министерство, что я и сделала. Это письмо вынесут на рассмотрение в министерстве и, возможно, изменят это положение, чтобы все спортсмены, выступающие в олимпийских видах, могли рассчитывать на президентские стипендии. Если в Министерстве молодежи и спорта этот вопрос не решат, я напишу обращение непосредственно президенту Украины.
За нарушение карантина могут даже палками бить
- Как вы отнеслись к переносу Олимпийских игр на 2021 год?
- Сначала я расстроилась, но затем взвесила все плюсы и минусы и поняла, что это мне только на руку. Я думаю, за год могу стать еще более конкурентоспособной. Есть время стать сильнее и улучшить свои результаты.
- Перенос ОИ застал вас в Кении, где вы застряли из-за коронавируса. Для начала, почему выбрали Кению для подготовки?
- Здесь тренируются лучшие легкоатлеты мира, воздух пронизан чемпионским духом. Я живу в городе Итен, который негласно называют Home of champions (дом чемпионов. – Авт.). Большинство олимпийских чемпионов и чемпионов мира из Кении вышли отсюда. Здесь идеальные климатические условия для беговых выносливых тренировок. Итен находится на высоте 2400 метров над уровнем моря, на высокогорье идеально выработать выносливость для моей дисциплины (800 метров). Тренировки проходят в условиях гипоксии (кислородного голодания). Когда после закалки спускаешься на уровень моря, результаты качественно улучшаются. Здесь намного сложнее тренироваться, чем на равнине. Даже ходить трудно из-за нехватки кислорода. В Итене бесчисленное количество бегунов. Они бегают группами, к ним можно спокойно присоединиться. Разумеется, сейчас из-за коронавируса это невозможно. В Кении жесткие меры – находиться на улице разрешается только вдвоем, а после семи вечера наступает комендантский час.
Если встретят после семи на улице, могут и в тюрьму посадить. Я видела по телевизору, что людей даже палками били. Но это в первые дни. Сейчас все соблюдают карантин. Только на часах 18.55, как все люди буквально несутся домой, чтобы не быть пойманными, до такой степени они напуганы.
Бежать в дневное время суток могут только два человека. Как-то группу из десяти бегунов задержали и отправили в тюрьму. Через семь часов выпустили, не знаю, правда, оштрафовали или нет. Естественно, нужно соблюдать дистанцию.
- 800 метров?
- Точно (смеется).
Отель для двоих
- Застрять в Кении приятно или не очень?
- Мне нравится (смеется). Здесь как в селе – свежий воздух, фрукты и овощи, животные бегают, люди доброжелательные.
- Вы за свой счет остаетесь в Кении?
- Нет. Федерация легкой атлетики всё оплачивает. Первый сбор оплатило Министерство молодежи и спорта по олимпийской программе, но эту программу из-за коронавируса приостановили, и расходы по моему сбору на себя взяла Федерация легкой атлетики. Мой сбор должен был завершиться 4 апреля, но я не успела покинуть Кению, потому что границу закрыли. Федерация продлила сбор до 29 апреля и, наверное, продлит еще до конца мая, потому что Кения закрыла границу до 31 мая. Мне оплачивают проживание и питание в отеле.
- Вы говорили: "В отеле сейчас живут только три человека: мы с парнем и владелец гостиницы. Но специально для нас даже кухня работает". Владелец сам и готовит?
- Нет (смеется). Повара приходят. Весь отель работает для двух человек, представляете? Вся территория – наша. Но и для хозяина есть плюс – он имеет заработок.
- Насколько безопасно в Кении? С одной стороны, это самая развитая страна Африки, но с другой – рядом Сомали…
- Говорят по-разному, но с нами никаких проблем ни разу не случалось. К белым здесь хорошо относятся. Нет таких проблем, как в Южной Африке. Они знают, что у нас есть деньги и мы можем им что-то дать – кроссовки, футболки, разные угощения. Я не вижу разницы между украинским селом и кенийским Итеном.
Единственное, что плохо в Кении – повальная нищета. Люди буквально выживают. Заработанных денег хватает разве что на еду. СМИ в свою очередь стали страшилки рассказывать местным, дескать, белые завезли коронавирус в Кению. Теперь на нас бросают косые взгляды и говорят: "Коронавирус пошел". Но это единичные случаи, в целом к белым доброжелательно относятся.
Мне нравятся кенийские дети. Они счастливы любой мелочи. Дашь конфету – они на седьмом небе от счастья. Дашь "пять" - ты уже их лучший друг. У них нет гаджетов. Они еще нормальные дети, как мы раньше. Бегают босиком, пасут коз, баранчиков, коров, играются самодельными мячами. Они не думают о том, что можно заработать денег и жить хорошо. Они уже счастливы от того, что есть еда.
- Одно из богатств Кении – ее фауна: 39% млекопитающих, населяющих кенийские земли, и 36% птиц не встречаются больше нигде на планете. Какие зверюшки окружают ваш отель?
- Здесь удивительные и редкие обезьяны. Много колобусов, которых называют молчаливыми обезьянами. Этот вид обезьян на грани вымирания. К нам приходят целые семьи. Когда в гостинице жили люди, они боялись подходить, но стоило отелю опустеть, как они набрались храбрости и могут впритык подойти. Есть еще синие обезьяны. Много диких птиц, я даже их названия не знаю. Туканы на крыльцо прилетают. Смотрят на тебя и даже не боятся.
- За домом соскучились?
- Соскучилась, но понимаю, что здесь условия для тренировок лучше, чем в Украине. На всю эту ситуацию смотрю с положительной и профессиональной стороны. Кроме Олимпийских игр у нас же есть и другие соревнования. Нужно готовиться!
СПРАВКА "КП в Украине"
Ольга Ляховая - известная украинская спортсменка, неоднократная призерка чемпионатов Европы, двукратная чемпионка Европейских игр 2019 года. Специализируется в беге на 400 и 800 метров. Родилась 18 марта 1992 года в городе Рубежное (Луганская область). Рост 174 см, вес 57 кг.
|
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Артем ФРАНКОВ: Коронавирус покажет, что футболист не должен зарабатывать десятки миллионов долларов