С понедельника в Киеве действуют жесткие ограничения в транспорте. Большинство маршрутов по городу отменены. На тех, которые работают, проезд разрешен по спецпропускам или рабочим удостоверениям, доказывающим необходимость пребывания на служебном посту. В салон пускают не больше 20 человек и обязательно в масках. За выполнением карантинных требований следит полиция и представители "Муніципальної варти" - организации, которая позиционирует себя как охранники общественного порядка.
Информация о том, что власть частично передана в руки активистов, несколько встревожила киевлян. Многим вспомнился 2014 год, когда различные "самообороны" фактически занимались самоуправством в городе. "КП" в Украине" решила узнать, какие у кого права.
Сомнительная репутация
Участие "Муніципальної варти" в обеспечении карантинных мероприятий оговорено в протоколе специальной комиссии Киевской горгосадминистрации, которая занимается противовирусными мероприятиями. Смысл в том, что силами одной полиции весь транспорт не проконтролировать. С одной стороны, это правильно, с другой - "стражники" заработали неоднозначную репутацию. Прославились не столько тем, что наводили порядок на улицах, сколько борьбой с бомжами и карманники. Причем последних выискивали исключительно среди представителей ромов, из-за чего заработали обвинение в расизме.
Многие члены "Муніципальної варти" состоят или состояли в ультраправой организации "С14", были представителями самого радикального крыла "Свободы" и, по сути, не так много сотрудничали с полицией, поскольку имели свои взгляды на такие понятия, как порядок и справедливость.
Официально в киевской полиции говорят: "Муніципальну варту" власти привлекли только для поддержания карантина в транспорте. Неофициально допускают, что бравые ребята могут превышать свои полномочия, как это уже случалось.
|
21 миллион от мэрии на шевроны и резиновые дубинки
Небольшой экскурс в историю. Идея создания в столице и областных центрах муниципальной милиции носилась в воздухе с конца 90-х, если не раньше. МВД хотели оставить борьбу с организованной преступностью, розыск и следствие, а на городские бюджеты возложить патрульных, участковых, "детских" милиционеров. Аргументов "за" было много, но столько же против. Основные – сила, право и оружие могли оказаться в руках разных политических лагерей.
В 2015 году в Раду был внесен и даже принят в первом чтении законопроект "Про муніципальну варту", но до второго чтения не дошло. Основной аргумент тот же – мэры городов получат свою вооруженную армию. К тому же во многом закону противился глава МВД Арсен Аваков, частично терявший свою монополию на силу.
Идею муниципальной полиции местные власти перевели в другие формы. Например, в 2018 году в Киеве создали коммунальное предприятие "Муніципальна охорона", которое сторожит городские объекты и в которую вошли многие ветераны АТО.
А за три года до этого появилась та самая "Муніципальна варта". Официально из городского бюджета она не финансируется, тем не менее в 2017 году получила от мэрии 21 миллион гривен на развитие. Деньги ушли на покупку коричневой формы, шевронов, газовых баллончиков, резиновых дубинок, наручников, травматических пистолетов.
По закону ли это? Увы или ура, но – да.
Полиция практически не контролирует
С 2000 года в Украине действует закон "Об участии граждан в охране общественного порядка и государственной границы". Представителям общественных формирований, которые зарегистрированы в таком качестве, разрешено носить и применять спецсредства к нарушителям. Доставлять нарушителей в участки и даже составлять административные протоколы, если "общественники" прошли специальное обучение.
- По замыслу такие общественные формирования должны были подменить собой распространенные в советское время добровольные народные дружины (ДНД), - рассказал нам один из сотрудников полиции. - Но на деле вышло не совсем так. Маршруты ДНД контролировались милицией, наручники и дубинки если и выдавались, то тоже только в райотделах. А в наше время большинство формирований создаются сами для себя либо для защиты каких-то интересов. Стать членом такой организации – это получить разрешение на покупку и ношение резинострела, фактически на применение силы и даже на некоторые льготы. Полиция такие группы систематически не контролирует. Тем более в случае с "Муніципальною вартою" в Киеве.
ВАЖНО!
На что они имеют право?
Однако сдерживающие механизмы есть, и о них нам рассказал адвокат юридической фирмы "Ильяшев и партнеры" Константин Кривенко.
1. Члены общественных формирований не могут полностью подменять собой функции полиции. В патрулях они должны работать с представителями закона, но в случае ЧП могут получить отдельную разнарядку. В этом случае имеют право остановить подозрительного прохожего для проверки документов, но не имеют права проводить досмотр вещей. Для этого обязаны вызвать полицию.
Если столкнулись с самоуправством, сами вызывайте полицию на место.
2. Современные "дружинники" имеют право пресечь нарушение и задержать нарушителя до приезда полиции либо доставить в райотдел. Либо задержать за неповиновение в случае отказа предъявить документы.
Если человека силой доставили в райотдел, а он оказался не виноват, активист может понести уголовную ответственность за незаконное лишение свободы. Заявление об этом пишется тут же в райотделе полиции.
3. Применять спецсредства представитель общественного формирования может только после предупреждения или в случае, когда окружающим людям либо ему самому угрожает опасность.
Если применение спецсредств признают неправомерным, грозит уголовная ответственность за превышение полномочий. Так же, кстати, как и сотруднику полиции.
4. Члены общественных формирований могут дежурить на блокпостах вместе с полицией, но не имеют права самостоятельно останавливать и досматривать автомобили (как в 2014-м это делала самооборона).
Не имеют права на хранение и ношение боевого огнестрельного оружия.
5. Общественные формирования по охране общественного порядка должны заключить меморандум с полицией, вести реестр своих членов и выдавать удостоверения.
6. При общении с гражданами добровольные помощники полиции обязаны представляться и показывать свои удостоверения.
Если документы вызывают сомнение, вызывайте полицию.
К этому стоит добавить, что основная задача общественных формирований по охране порядка сводится к разъяснительной работе, а не к проявлению силовых мер.
Задача "Муніципальної варти" вести разъяснительные работы. Для более серьезных мер они должны вызывать полицию.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Что за "Муниципальня варта", которая будет помогать полиции в Киеве?
Следить за порядком начнет городское общественное формирование.