Вчера Киев прощался с отцом украинской Конституции Михаилом Сиротой. Нардеп погиб в автокатастрофе в понедельник вечером (см. «КП» за 27 августа). Улицу перед домом приема правительства перекрыли с самого утра. Люди с цветами стояли даже на проезжей части. Под конец церемонии оставленные у гроба цветы сложили в огромную пирамиду…
Коллеги по фракции подошли к гробу первыми. Владимир Литвин наклонился и что-то сказал усопшему - тихо, чтобы никто не расслышал ни слова. Потом долго успокаивал мать депутата, Марьяну Сироту. Вероятно, Литвин семье погибшего и сам как родной - сын Дмитрий крепко обнял коллегу отца и обменялся рукопожатием.
Политики, желающие сказать умершему последнее слово, шли по фракциям - как будто бы договорились заранее. После бютовцев явились Александр Мороз и товарищ Сироты - Роман Бессмертный. Один за другим сменялись десятки украинских политиков - Ставнийчук, Зварыч, Тарасюк, Азаров...
- Держитесь. С вашим отцом ушла эпоха. Если нужна помощь, обращайтесь, - пообещал сыну Сироты Виктор Янукович.
Сразу за регионалами зашла Юлия Тимошенко. Премьер привела с собой Кабмин в полном составе - министры чинно прощались с нардепом, участливо кивали родственникам и быстро покидали зал. Пришел и Леонид Кучма. Выглядел он уставшим, а одет был по-дачному - будто только что оторвался от грядок.
Ждали президента. Он запаздывал - наконец в четверть первого Ющенко вошел в зал в компании Арсения Яценюка.
- Я очень любил его! - расчувствовался президент, постояв минуту перед открытым гробом. Потом, как по команде, оба политика развернулись и подошли к матери депутата. - Если вам понадобится помощь - любая помощь - обращайтесь! - закончил Ющенко.
Хоронили депутата в центральной части Байкового кладбища. В конце элитного участка находятся могилы Вадима Гетьмана, Валерия Лобановского, Николая Амосова. Оказалось, что последнее пристанище Сироты символично замкнуло эту цепочку. Неподалеку - могила еще одного депутата, разбившегося в ДТП, нашеукраинца Юрия Оробца. А ближе всех к Сироте похоронен Георгий Кирпа.
Похороны организовали так же четко, как и прощание. Недолгий траурный митинг вел Владимир Литвин. Политик заметно нервничал, сказав лишь, что страна потеряла человека, который был элитой украинской политики.
Привезли попрощаться с Михаилом Дмитриевичем и его супругу, которая после аварии попала в больницу. Женщину в черном платье и платке осторожно пересадили из машины «скорой» в инвалидную коляску и подвезли к гробу мужа. Она тихо шептала что-то ему на ухо и гладила его лоб.