Украинский центр оценивания качества образования раскритиковал все рейтинги, составленные по результатам внешнего тестирования. Результаты внешнего независимого тестирования не дают покоя педагогам, школьникам, а также их родителям. Самые неугомонные даже успели составить собственные рейтинги: в каких областях и учебных заведениях наиболее умные и образованные дети. Однако директор Украинского центра оценивания качества образования Игорь Ликарчук уверяет, что делать этого ни в коем случае нельзя.
- Перед внешним оцениванием была поставлена цель определить уровень учебных достижений тех, кто решил стать студентом, а не качество образовательной деятельности отдельной школы или учебных заведений того или иного района, - говорит Игорь Леонидович. - Это первая причина, которая дает нам основания утверждать, что сравнивать результаты тестирования нельзя. Вторая причина - в том, что уровень знаний конкретного учащегося зависит не только от школы. Ученик мог заниматься с репетитором или на подготовительных курсах. Как же можно, учитывая этот фактор, сравнивать результаты разных учебных заведений?
Игорь Ликарчук также подчеркнул, что в тестировании участвовали не все выпускники школ, а только те, кто решил стать студентом. В одних школах это 95 % от общего числа учащихся, в других – 40 %, а в некоторых не было ни одного. Поэтому любые рейтинги будут необъективными.
- Определение результатов внешнего оценивания мы проводили по рейтинговой системе, как это делается во всем мире, - уверяет Игорь Леонидович. - Суть этой системы в том, что сравниваются результаты, полученные каждым участником тестирования. Таким образом, те, кто старается построить какие-то рейтинги школ, делают это, сравнивая рейтинги (!) отдельных участников тестирования. Это нонсенс и бессмыслица.
Однако некоторые отделы образования уже успели составить рейтинги учебных заведений. К слову, они пользуются немалой популярностью у родителей малышей, которые вот-вот пойдут в первый класс. Но в Украинском центре оценивания качества образования утверждают: доверять этим данным нельзя.
- Это должно расцениваться как очень непрофессиональные действия, - отметил Игорь Ликарчук. - По нашему мнению, подобные руководители не желают или не умеют комплексно изучать и анализировать работу учебных заведений.
Однако, по словам работников Украинского центра оценивания качества образования, результаты внешнего оценивания дают возможность сделать выводы об общих тенденциях в развитии образования. В частности они подтвердили, что есть проблемы с изучением украинского языка и литературы там, где преподавание ведется на других языках.
- Эти результаты дают возможность изменить подход к планированию вступительной кампании в следующем году, - отметил Игорь Леонидович.
«Таблицу лидеров губернатору подсунули непрофессионалы»
По результатам независимого оценивания Харьковская область оказалась на предпоследнем месте. Губернатор Арсен Аваков заявил, что не верит, что выпускники школ области показали такие плохие результаты по тестированию. Игорь Ликарчук тоже с этим согласен.
- Я тоже не верю, что у участников тестирования, которые живут на Харьковщине, знания хуже, чем у их ровесников в других областях Украины, - отметил Игорь Леонидович. - Во всяком случае, по результатам внешнего тестирования такой вывод сделать нельзя. А те, кто «преподнес» подобную информацию губернатору, или преследовали какие-то личные цели, или люди с очень низким профессиональным уровнем.