Так несколько дней назад стало известно, что на должность заместителя одесского городского головы назначен бывший начальник "Укравтодора" .
С чем же связано трудоустроить с огромным шлейфом скандалов, уголовных дел и выяснений отношений. Перечень компрометирующих "деятельность" Сергея Подгайного сведений займет гораздо больше страниц, чем факты его официальной биографии.
Хотя без этого обойтись тоже нельзя. Следует отметить, что выпускник Одесской государственной академии строительства и архитектуры по специальности "теплогазоснабжения и вентиляция" сделал головокружительную карьеру почему-то на стези дорожного строительства. Начинал же выпускник строительного института у одесского бизнесмена Руслана Тарпана. Прошел путь от прораба до директора одного из подразделений империи Тарпана.
Затем 9 лет трудился на ответственных должностях в Одесской мэрии. Примечательно, что от каждой смены власти Сергей Подгайный только выигрывал. Трижды был начальником Управления дорожного хозяйства, председателем Приморской районной администрации, зам мэра Костусева по вопросам деятельности исполнительных органов.
В 2014 оду с подачи друга тогдашнего премьер-министра Арсения Яценюка Александра Малина Сергей Подгайный перебрался в столицу. Сначала на должность зама председателя Госагентства автомобильных дорог Украины. А потом и главу самого Укравтодора. С 2015 года по настоящее время занимался тратой сколоченного неплохого капитала.
Сергея Подгайного коллеги по цеху называют некомпетентным и неэффективным менеджером. Он не смог реализовать ни одного проекта, ни одной реформы. Именно при нем "Укравтодор" накопил миллиардные долги, а темпы проведения ремонтов сократились втрое. Сами дорожные работы проводили так себе, без соблюдения элементарных правил безопасности. И тоге в бытность его руководства "Укравтодором" на рабочем месте погибли 2 сотрудника и еще 8 получили травмы. Увеличилось и число ДТП, которое явилось следствием некачественного проведения ремонта дорожного полотна.
Чтобы наполнить новый дорожный фонд, топливный акциз увеличили вдвое, а собранными средствами глава "Укравтодора" распоряжался на свое усмотрение.
Ежегодно в фонде аккумулировалось порядка 50-75 млрд грн. Однако из 100% средств, попадающих в "Укравтодор", только 60% шло на дороги, а остальные, в виде "откатов", возвращалось и распределялось между заинтересованными лицами.
При Подгайном "Укравтодор" интересно распоряжался деньгами, которые поступали от международных финансовых институтов: прежде чем перечислить эти деньги в регионы Подгайный заключал договоренности об откатах с чиновниками на местах, чтобы часть этих денег возвращалась к нему в виде кэша. В 2014 Европейский Банк Реконструкции и Развития выделил "Укравтодору" 450 млн евро на обновление дорог, а Всемирный банк — 560 млн долларов. Куда ушли эти деньги, непонятно.
В 2015 ведомство Подгайного получило транш от Всемирного банка в размере $800 миллионов, а в бюджете 2015 года на "Укравтодор" предусмотрено 25 млрд. 500 млн. грн.
С июля 2015 "Укравтодор" добился права напрямую осваивать 3,5 млрд в год благодаря тому, что Кабмин принял решение о ликвидации скандальной "дочки" "Укравтодора" — ГАК "Автомобильные дороги Украины". Подгайный вместе с правом проводить тендеры и выбирать частных подрядчиков на выполнение работ за государственный счет фактически получил колоссальные возможности для коррупционной деятельности. Колоссальные средства были фактически "закатаны" в асфальт при строительстве дороги "Киев-Конче-Заспа". А также при внедрении проекта "Дороги карпатского края" - 30 км за 1.6 млрд. грн. Это при том, что на весь ямочный ремонт по всей Украине было выделено почти столько же.
Начальник департамента стратегического развития дорожного рынка и автоперевозок Министерства инфраструктуры Роман Хмиль открыто заявлял, что проводил расследование коррупционной деятельности Подгайного, а результаты передал в прокуратуру. По результатам проверок соблюдения законодательства подразделениями "Укравтодора", генпрокуратура выявила нарушения на 133 млн грн. по осуществлению государственных закупок и расходованию бюджетных средств в сфере автодорожного комплекса.
В результате, органы прокуратуры в сфере транспорта внесли в Единый реестр досудебных расследований сведения о совершении 46 уголовных преступлений. Однако , потому как считался человеком экс-премьера Яценюка.
Сергей Подгайный превзошел себя на ремонте дорог Донбасса. Тогда его ведосмтво затребовало 2,2 млрд грн на 962 км дорог и 20 мостов. Тогда уже общественники удивились, какой боезапас нужно израсходовать, чтобы уничтожить 962 км дорог? Настолько ли разбомбленные дороги Донбасса хуже дорог Одесской области? И если ремонтировать 962 км даже однополосных дорог по обычной для "Автодора" цене около 1 500 грн за кв.м., то только на дороги спишут 9 млрд, а упомянутые 2 млрд — распил той суммы, которую "Автодору" уже пообещали выделить.
В общем не сходились цифры как у чиновников профильных ведомств, так и у общественников. Поэтому Подгайный решил уйти по-тихому, прихватив с собой немалые капиталы, о чем свидетельстуют даже данные его деклараций.
По мнению общественников, возвращение Сергея Подгайного в большую политику связано прежде всего с тем, что благодаря Подгайному компания "РОСТдорстрой", которая является частью инвестгруппы "РОСТ" многие годы получала большую часть подрядов на ремонт автодорог в Одессе и Киеве. Ее владельцем считается известный бизнесмен с криминальным прошлым Александр Жуков. Официальным директором группы "РОСТ" является депутат горсовета Юрий Шумахер, а лицом, непосредственно контролирующим "РОСТ" — мэр Одессы Геннадий Труханов. Круг, как говорится, замкнулся.