Провожаем и встречаем
- Не отказывайтесь от проводов первоклашки в школу даже в том случае, если не надо переходить улицу, - советует специалист. - Несколько содержательных минут рядом с родным человеком - и ребенок чувствует значительность события, которое произошло в его жизни: он стал школьником. Вскоре малыш поймет, что эта дорога не прогулка, а начало трудового дня.
Стремитесь максимально использовать утреннее время для полезного взаимного общения. Пусть оно станет для ребенка желанным. Поднимите настроение первоклашки, если он «встал не с той ноги», ободрите, если чем-то недоволен. Многое можно успеть по пути: повторить уроки, прочесть выученное вчера наизусть стихотворение, определить главную цель дня.
Родители должны быть в курсе всего, что происходит в школе. Особенно это касается сущности предметов и домашних заданий. Будьте рядом с ребенком. Но осуществляйте не давящий, а дружеский контроль: «Ну-ка поделись со мной, что тебе задали? Как ты понял, в чем заключается задание? Как ты планируешь задание выполнить? Нужна ли тебе моя помощь?» Также не забывайте обсудить с ребенком те правила и нормы, с которыми он ознакомился в школе.
Думаем вместе
В первые школьные дни лучше всего садиться за уроки вместе с ребенком рядом, чтобы при необходимости быстро остановить его руку: «Подожди, давай вместе подумаем». Через некоторое время, следя за действиями малыша, старайтесь направлять и поправлять его только словом: «Подожди, подумай».
Через 3-4 недели, если все идет благополучно, взрослый уже может «заниматься своим делом» (читать книжку, вязать, шить), однако неуклонно продолжает наблюдать за поступками ребенка, давая точные задания и проверяя результаты его работы через определенные промежутки времени. Спустя некоторое время ребенка можно оставлять одного, не забывая о контроле результатов его деятельности. Так вы приучите ребенка к вдумчивой самостоятельности.
Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. Пусть ребенок почувствует удовлетворение от учебы.
Вспомните слова, которые произносят чаще всего родители, когда их сын или дочь возвращается из школы: «Какие сегодня оценки?». Попробуйте иначе. Встретив малыша в школьном вестибюле и направляясь к дому, спросите его: «Что сегодня на уроках было интересного? Что тебе понравилось, а что огорчило?»
Будите ребенка спокойно
Отдельного внимания заслуживает режим дня. Важно правильно распределить время учебы и отдыха, поскольку главной причиной проблем с учебой и поведением является повышенная утомляемость, невозможность длительной концентрации внимания. Не переусердствуйте в выполнении домашних заданий. Дети в возрасте 6-7 лет должны заниматься не более получаса, потом нужно делать перерыв не меньше чем на 15 минут. Составьте режим дня и строго следите за его соблюдением. Запланируйте время для прогулки.
Перестроиться на новый порядок и взрослому-то нелегко, а уж малышу и подавно. Теперь он должен привыкать к какой-то системе. Чтобы новоиспеченному школьнику было легче это сделать, вам нужно создать ему условия для хорошего отдыха и восстановления сил.
Лучше укладывать ребенка в одно и то же время. Он станет засыпать быстрее, и ночной отдых будет продолжительным и глубоким. А перед сном поиграйте со своим чадом в спокойные игры или почитайте ему интересную книжку. Обязательно побеседуйте с ребенком, узнайте, как прошел день и что интересного он узнал.
Будите малыша спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра и не дергайте по пустякам. Постарайтесь правильно рассчитать время, необходимое для того, чтобы собраться в школу. Если ребенок не успел собраться, в следующий раз его нужно разбудить немного раньше. Провожая малыша, не говорите ему фразы типа «смотри не балуйся» или «чтобы сегодня не было плохих отметок». Лучше пожелайте ему удачи и подбодрите ласковым словом - ведь у него впереди трудный день!
После уроков - во двор!
Что касается учебной деятельности, то лучше всего ребенок усваивает информацию с 9 утра до полудня и с 15 до 17 часов. Именно в это время ему и нужно заниматься уроками - в школе и дома. Кстати, выполнение заданий в одно и то же время позволит малышу быстрее войти в рабочее состояние.
Придя со школы, ребенок должен пообедать и отдохнуть. Не заставляйте его сразу браться за выполнение заданий. Причем отдых должен быть активным - отправьте сына или дочку поиграть во дворе. Если же вы видите, что малыш совсем утомился, укладывайте его спать. Дневной сон детишкам никогда не помешает. Но лучше проследить, чтобы он продлился не более двух часов.
В первом классе уроков не задают, но это не значит, что у вашего чада не будет домашних заданий. Это для нас вырезать цветные кружочки и квадратики - плевое дело. А для ребенка - целая проблема. Поэтому постарайтесь отнестись серьезно к выполнению подобных заданий. Не делайте это за малыша, но и не пускайте дело на самотек. Оптимальный вариант, если ваш сын или дочка будут пошагово демонстрировать вам всю проделанную работу.
Режим дня первоклассника
7.30 - подъем
7.30 - 8.00 - зарядка, умывание, уборка постели, завтрак
8.30 - 12.00 - уроки
12.10 - 13.10 - прогулка
13.00 - 14.00 - обед
14.00 - 16.00 - отдых, дневной сон
16.00 - 17.00 - подвижные игры
17.00 - 19.00 - прогулка
19.00 - 19.30 - ужин
19.30 - 20.З0 - игры и общение
20.30 - 21.00 - подготовка ко сну, сон
ВАЖНО
Собрать первоклашку в школу - дело не простое. И наверняка сознательные родители уже это сделали. Однако провести «контрольную проверку ранца» за несколько дней до 1 сентября родителям не помешает. Итак, в портфеле должны быть:
- ручки (с синей и цветной пастой);
- простые и цветные карандаши;
- ластики;
- набор линеек;
- тетради (в клеточку и тонкую линеечку для прописей);
- дневник;
- счетные палочки;
- буквенная и цифровая кассы;
- альбом для рисования;
- краски и кисти;
- фломастеры;
- цветная бумага;
- картон;
- клей;
- ножницы;
- пластилин;
- доска для лепки;
- фартук.
Учтите, что к этому списку каждая школа может добавить несколько пунктов на свое усмотрение. Весьма вероятно, что вас попросят приобрести какие-то книги, учебники, специальные рабочие тетради и т. д. Вы будете удивлены, но уже в самое ближайшее время почти все придется покупать снова - сломается, потеряется, «забудут» вернуть не очень щепетильные одноклассники. Кроме того, элитные канцтовары вашего сына или дочки могут вызвать недовольство учителя: в конце концов ребенок пришел в школу не демонстрировать финансовые возможности родителей, а получать знания. Нельзя также исключить и то, что ваш юный «богач» начнет хвастаться. Это неизбежно вызовет зависть у остальных детей. Тогда конфликты с одноклассниками ему обеспечены.