Подростки хотят больше прав в медицине: при чем здесь врачебная тайна и смена пола

Законопроект о правах подростков в сфере охраны здоровья отправлен на доработку.

Фото: kp.ru

Яблоком раздора стал законопроект о правах подростков в сфере охраны здоровья. Смена пола с 14 лет, аборты - с 10, массовые отказы от лечения наркомании - страхов нагнали, просто жуть! Оппоненты автора законопроекта - депутата от "Слуги народа" Лады Булах жестко осуждали инициативу, даже не читая содержание документа. Сторонники же пытались убедить, что в тексте проекта нет ничего крамольного и опасного. В итоге законопроект отправили на доработку, но в целом замысел не отринули. А он, как считают наши эксперты, в равной степени заслуживает и одобрения, и опасений.

Приходите с мамой!

По сути, государство уже признало, что дети взрослеют раньше, чем было принято считать. Сегодня уже с 14 лет выдают паспорта, предоставляют право выступать в суде и подавать иски, обладать интеллектуальной собственностью, открывать счета в банке. Но в медицине все как было, так и осталось - остаешься ребенком до 18 лет. По мнению представителей движения Teenergizer, которое позиционирует себя как объединение подростков из стран Восточной Европы и Центральной Азии, это несправедливо. Идея предоставить подросткам больше прав в медицине зародилась два года назад. Активисты заручились поддержкой ряда других общественных организацией и нашли в лице Лады Булах проводника своих идей в парламенте.

- Работая с подростками, мы увидели две большие проблемы, - рассказывает "КП" в Украине" киевский активист Teenergizer Даниил Столбунов. - Девушкам до 18 лет отказывают в услугах репродуктивной медицины, у молодежи не хотят принимать анализы на ВИЧ. Говорят, вам нельзя сдавать самим - приходите с мамой. А не все подростки готовы делиться своими проблемами с родителями.

Законопроект предусматривает право ребенка на полную информацию о своем здоровье и самостоятельный выбор семейного врача.

- Такое право получили подростки, достигшие 14 лет. Об этом на сайте Минздрава есть разъяснение. Но на самом деле нередки случаи, когда подростки приходят заполнять декларацию и слышат все то же: приходите с мамой! - продолжает Даниил. - Даже обычную справку в бассейн не хотят давать без присутствия родителей.

Что до нагнетания разных нелепых страхов, то эти фантазии родились из двух позиций законопроекта. Первая - это определение подросткового возраста с 10 до 18 лет. Второе - право заключать медицинские договоры с 14 лет. Отсюда обыватели и сделали вывод, что дети начнут менять пол и делать пластические операции.

Инициаторы законопроекта подчеркивают: эти волнующие вопросы новый законопроект никак не отражает и ничего нового в них не добавляет. Они регулируются другими законами и подзаконными актами.

Свобода в разумных пределах

Возраст бурления гормонов требует свободы, взрослые желают ограничивать ее разумными пределами. Поэтому обсуждаемый законопроект вовсе не ограничивал права родителей контролировать здоровье своего чада и ходить с ним в больницу.

В то же время папы и мамы получили бы для себя выгоду в том, что самостоятельный ребенок сам сможет сходить в поликлинику за той же справкой в бассейн или посетить по направлению семейного доктора узкопрофильного врача. То есть, родителям не нужно отпрашиваться с работы и выслушивать недовольство начальства.

Даниил Столбунов говорит, что активисты рассчитывают также на подзаконные акты, которые должны конкретизировать некоторые моменты. Например, прививки. С одной стороны, это хорошо, что без родительского согласия врачи не могут колоть ребятишек (эта норма никак не изменяется законопроектом). Но, с другой стороны, многие родители категорические противники вакцин. И когда сознательный подросток поймет, что в детстве его здоровьем рисковали, он должен получить право самостоятельно сделать доступные в его возрасте прививки.

Тайно - значит, в семье нелады

Если отбросить все накрученные домыслы, то, на первый взгляд, в законопроекте сплошной прогресс. Но вот вице-президент Всеукраинской фундации "Защита прав детей" Алексей Лазаренко считает, что от такой идеи лучше отказаться вообще.

- Этот законопроект входит в диссонанс с другими законами. Алименты у нас платят до 18 лет, административная и уголовная ответственность наступает с 16, а к врачу ребенок может ходить с 14-ти. Тогда нужно менять все понятия о взрослости, а непонятно, к каким последствиям это может привести. Если медицинская тайна ребенка не будет охраняться, то родители все равно узнают, что у подростка ВИЧ. Если врачебную тайну узаконить, то мы перекладываем ответственность за здоровье ребенка с родителей на медиков. А они у нас разве к этому готовы? 

По мнению Алексея Лазаренко, нужно не придумывать новые законы, а больше работать с семьями, развивать социальные службы, оказывать помощь родителям, которые оказались в сложных условиях. 

- Если ребенок испытывает необходимость обращаться к доктору тайком от родителей, значит, в семье ему плохо. И никакой доктор не сможет это исправить, - резюмирует эксперт.

А если это вопрос жизни?

- Основная проблема этого законопроекта в том, что он хочет грубо вторгнуться в очень нежный инструмент, - говорит известный эксперт по вопросам защиты детей Людмила Волынец. - И очень хорошо, что сейчас создана рабочая группа, которая будет дорабатывать предложения. Здесь нужно все продумать до мелочей. Если стоит вопрос о жизни и здоровье, то может ли 14-летний или даже 17-летний подросток его решить? Если же речь идет просто о диагностике, то он вправе ее пройти. А сохранять тайну или нет - должно зависеть от результата.

Людмила Волынец приводит такой пример: у девочки был сексуальный контакт, она тайком от мамы идет к врачу, чтобы удостовериться, что не беременна и не подцепила какую-то заразу.

- Если все хорошо, пусть мама и не знает - это право за ребенком можно закрепить. Но если беременность, то начинается тяжелый выбор: аборт - это угроза стать бесплотной, роды - как поднять ребенка в 16 лет? Врач не может советовать, как поступить, решение нужно принимать только с родными людьми, - говорит эксперт.

Что касается психиатрической помощи, лечения от наркомании или игромании, то и сегодня по закону никто - ни родитель, ни врач - не имеет права силой заставить дееспособного по закону подростка лечь в психиатрическую больницу - так же, как взрослого человека.

Мнение педиатра

Одна проблема может повлечь другую

- Дети в возрасте от 14 лет часто сами лежат в больницах, они для этого достаточно взрослые. Но врач получает от таких пациентов меньше информации, чем от их родителей. Родители знают, как ребенок вел себя с пеленок, а сам он этого не может помнить, - делится своим мнением доцент кафедры детских инфекционных болезней и детской иммунологии Института им. Шупика Федор Лапий.

В то же время доктор отмечает, что родители могут намеренно ограждать ребенка от некоторых обследований - на тот же ВИЧ. Поэтому какую-то свободу диагностики было бы полезно дать. Но попытка решить одну проблему может повлечь за собой новую.

- Принимая такой закон, нужно готовить к нему врачей. Далеко не все они понимают детские психотипы и могут правильно подать информацию, - говорит Федор Лапий. - Подростковому возрасту свойственна склонность к суициду. Кто даст гарантию, что ребенок, узнав о том, что заражен ВИЧ или заболел раком, не покончит с собой?

Был случай

Пожаловалась в прокуратуру на полицию

Противоречия в законах, которые касаются подростков, могут привести к жестким парадоксам. Над одним из таких сейчас ломают голову в Харьковской области.

Девушка 15 лет от роду неделю ходит в школу, а на выходные уезжает гулять в Харьков, не говоря родителям - куда. Папа с мамой подают заявление в полицию, та открывает уголовное дело, начинает розыск… В понедельник девочка является в класс. В следующую пятницу после уроков снова исчезает, и все повторяется заново.

Все бы ничего, однако пару месяцев назад школьница написала в прокуратуру заявление на полицейских - за превышение полномочий: полиция ограничивает ее право находиться там, где она хочет. По факту - да, у барышни есть паспорт. Но и родители правы - они отвечают за дочь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Как появляются ошибки в школьных учебниках

Куча "ляпов" растет, но Министерство образования ничего не предпринимает.