Вадим Мельник, попавший в польский Forbes: Только после года в США понял - я не просто задрот-программист

Франковчанин вошел в список самых влиятельных молодых людей.

Фото: Соцсети

Вадиму Мельнику 25 лет. И один из его талантов, как он сам шутит, - побеждать в конкурсах. Так, в 11-м классе Вадим победил в США в соревновании по робототехнике. В 19 лет выиграл грант и открыл бизнес по спасению вымирающих носорогов. И вот теперь попал в польский Forbes. 

- Только не пишите, что я на обложке журнала. Это подарочный экземпляр. Редакция сделала такой каждому, кто попал в ежегодный список молодых и перспективных, - смеется Вадим. - Два года назад Польша придумала ТОП-25 наиболее влиятельных поляков до 25 лет, которые делают интересный бизнес. А он у меня именно такой и есть. Начинали мы с системы дронов для спасения носорогов от браконьеров, а сегодня работаем с европейскими военными базами, железной дорогой и даже Голливудом. 

Из США вернулся окрыленный

Вадим Мельник родился в Ивано-Франковске. Учился в гимназии №3, занимался программированием и после выпуска мог с легкостью поступить в любой украинский университет. Но как реализовывать себя дальше - понимал не очень. Все изменил случай. В выпускной год Вадим выиграл поездку в США по программе FLEХ (обмен школьниками между США и бывшими странами Союза. Победители год бесплатно живут в американской семье и посещают школу. - Ред.).  

- Случайно я оказался в одной из топовых школ штата, где был кружок робототехники, - рассказывает "КП" в Украине" Вадим. - Его основал местный бизнесмен, чьи сыновья интересовались разработками, и подошел к своему проекту по-деловому. Нашими партнерами были Nasa, Boston Dynamics, PTC. Годовой бюджет учеников - 60 тысяч долларов. И я увидел, как интересно можно работать в команде: с легкостью обговаривать сложнейшие проекты, стремиться к вершинам, стать лучшими, но без лишней заносчивости. Мы тогда заняли третье место во всемирном конкурсе робототехники Дина Кеймена (создателя сигвеев). Все это очень открыло меня в психологическом плане. Понял: я не просто задрот-программист, а могу еще что-то. А ведь до поездки в США стеснялся даже заговорить со своими ровесниками. А когда вернулся в Ивано-Франковск, мы с друзьями-гимназистами создали первую на тот момент в Украине (2012 год) команду робототехники. 

Спасал носорогов

Вадим понимал - к сожалению, на родине реализовать себя не получится, и поступил в Польше в Университет информационных технологий и менеджмента и попал на стажировку в Microsoft и Xamarin (американская компания в области разработки ПО. - Ред.). А набравшись опыта, в 19 лет открыл свой первый бизнес.  

- Опыта в ведении собственного дела у меня было немного меньше, чем ноль, - смеется Вадим. - Мне было 19. Зато умел выигрывать конкурсы. Ведь, по сути, каждый из них - 20% математики и 80% - психологии. Владеешь навыками - победа твоя. Поэтому собрал группу тех, кто ходил на занятия робототехники, и мы придумали свой проект - систему дронов, которая будет автономно летать над африканскими просторами и благодаря постоянному мониторингу спасать носорогов от браконьеров. С этой идеей мы приняли участие в 17 конкурсах, выиграли 11. Получили 50 тысяч евро на реализацию проектов. А дальше… прогорели. Сосредоточились на технологиях, сделали дроны. Но продаж нет, клиенты не идут. Тогда понял, что мало быть хорошим разработчиком. Нужно учиться продвигать и продавать свой продукт.

Анна, супруга Вадима, помогает мужу ставить дроны на службу человечеству. Фото: Соцсети

Знакомство со Сталлоне 

Сегодня фирма Вадима делает дроны для Польши и Чехии, Австралии и Сингапура. Их главные клиенты: Европейское космическое агентство, неф­тегазовая компания Orlen в Польше, Чешский военный институт.  

- Пару лет назад мы начали работать над автономной платформой для подзарядки дронов, - рассказывает Вадим Мельник. - Без разницы, какой беспилотник, у всех одна проблема - батарея. Работает она полчаса, дальше нужен оператор, который приземлит аппарат и поменяет батарею. Поэтому дроны не могут выполнять автономные задачи: мониторить объект, например. Три года назад мы с Европейским космическим агентством начали работать над автономной платформой, на которую дрон может сам приземлиться, сам поменять батарею и продолжить миссию. 

- Сейчас мы продали такие платформы государственной нефтегазовой компании Польши, второй по величине в Европе, - продолжает парень. - У них очень большие объекты, где работают до 40 тысяч человек, из-за этого проблемы с охраной. Если что-то случается, нужно 5-7 минут, чтобы попасть на место. А наши дроны размешены в критических точках и вылетают на место со скоростью 90 км в час, долетают за 10 секунд и оперативно передают данные в центр управления охраны. Дальше секьюрити решают: стоит выезжать или проблема в том, что какой-то олень прыгает через забор.

Кроме польской компании, фирма Вадима делает дроны для немецкой железной дороги: на каждые 30 км устанавливают платформы для подзарядки для беспилотников, чтобы те могли сканировать состояние дороги каждые 72 часа. 

- Еще один наш проект - транспортировка крови между больницами с помощью дронов. Такие проекты есть в Африке. Но вот проблема: когда аппарат транспортирует кровь, из-за вибрации она разделяется на белые и красные тельца, и ее уже нельзя использовать. Мы разработали специальный модуль, предотвращающий это, - рассказывает молодой изобретатель. -  И третий наш главный проект - первый в мире дрон, который ездит, плавает и летает. Он "снялся" в фильме "Неудержимые-3" на 59-й минуте. Так что нам довелось познакомиться и с самим Сильвестром Сталлоне.

ВОПРОС РЕБРОМ

К Украине пока присматривается 

- Мы, несомненно, смотрим на то, чтобы открыть свой офис в Украине. Но есть несколько трудностей, - объясняет Вадим. - Во-первых, старые технологичные базы. Во-вторых, неуверенность в безопасности. Я не раз читал о том, как в IT-фирму врываются сотрудники СБУ, забирают технику, компьютеры, замораживают деятельность. Мы такое не можем себе позволить. Наши клиенты серьезные люди. И если мы опоздаем со сроками, то, учитывая санкции, бизнес можно закрывать. Так что к Украине пока присматриваемся.

НУ И НУ!

Эх, хвост-чешуя

Необычный автомобиль представил недавно режиссер "Аватара" Джеймс Кэмерон VISION AVTR - это симбиотический концепт. Машина, которая является как бы продолжением водителя и пассажиров. Управление различными системами происходит при помощи жестов, но, чтобы задать направление движения, на центральной панели установлен биоджойстик. Что это такое и для чего нужно - никому не понятно.

Еще обещано, что все материалы в этой машине суперэкологичные и самые современные. А задняя часть кузова покрыта "поверхностными элементами" в виде чешуек, которые могут двигаться.

Видимо, так машина будет показывать свое настроение. Фото: twitter.com/MercedesBenzUSA

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Forbes выяснил, на чем можно разбогатеть студенту

Журнал назвал десятку самых перспективных стартапов от тех, кому еще не исполнилось 25 лет