Криминальное чтиво: похищенный сапфир вернулся в семью через два поколения

Ретроистория с неожиданным финалом.

Жизнь иногда делает такие повороты, что и во сне не представишь. Вот, например, эта история с большими переживаниями, но хорошим финалом. Ее поведал бывший судья из Фастовского района, что под Киевом. Хотя сама история до суда не дошла, даже уголовное дело не открывали. Тут время все на свои места расставило. 

Прабабка спрятала от комиссаров

Павел Кольцов приехал с фронта в конце мая 1945 года. Со шрамами от ран, с медалями на гимнастерке. На вокзале его ждали жена Анна и дочка Алла. Они не сразу отыскали мужа и отца среди собравшейся на перроне толпы, но когда обняли, так обе разрыдались. Живой вернулся - это же такое счастье! 

Вечером в доме собрались кумовья, племянники, друзья, соседи. Пили, ели, слушали, как земляк до самого Берлина добрался…

А через два дня новый повод для радости - Алле исполнилось 18 лет. Тут уж много гостей не звали, собрались за ужином в кругу родных. Правда, и тех оказалось около десятка. Именинница сидела рядом с отцом во главе стола и мило румянилась, принимая поздравления.

- Совсем взрослой стала, доча, - поднял рюмку самогона Кольцов. - Мы тут с мамой посоветовались и решили, что время пришло тебе самое дорогое наше подарить. 

Вышел в соседнюю комнату и вернулся с небольшой коробочкой в руках. Алла подарок открыла - и охнула. На дне изделия советского картонпрома поблескивала золотом необычного плетения цепочка и притягивал глаз сочно-синий кулон в тонкой оправе.

- Видишь, доча, под твои голубые глаза, - приговаривал отец, надевая на шейку Аллы украшение. 

- Ай, красавица, ай, умница, хоть сейчас под венец! - чокались умиленные гости.

А когда все разошлись, Павел рассказал Алле, что не стеклышко в кулоне, как все подумали, а настоящий драгоценный камень - сапфир. Фамильная драгоценность. 

- Открою секрет, который от деда знаю: наша семья - казацкого рода - до революции жила не так чтобы очень богато, но и не бедно. Этот кулон ювелир изготовил по заказу кого-то из предков. По легенде - на подарок дочери.  В 1917-м твоя прабабка его чудом от экспроприации уберегла. Золотые серьги и монеты отдала, когда комиссары по домам ходили, а эту вещь спрятала, - откровенничал с дочерью Кольцов. - Твоя мама боялась ее носить, может, ты когда-нибудь покрасуешься. Только смотри, даром не таскай, для своих детей сбереги. 

Уличный грабеж

Полтора года девушка только перед зеркалом подарком любовалась, на люди не выходила. Да и к чему такую красоту носить - к ситцевым кофточкам и юбкам из полотна? Алла устроилась на завод, поступила заочно в институт и справила наконец себе шелковое платьице. Синее, в мелкий горошек, с большим белым воротником, рукавчиками-буфами… 

А тут и день рождения подружки. Алла в такой обновке да с ярким кулоном на шее саму именинницу затмила. Жаль, кавалера для нее не нашлось - все приглашенные были по парам.

Домой спешила одна. Дорога знакомая, еще не ночь, но по спине будто холодом тянуло. Все казалось, что кто-то следом идет. Обернулась, и правда - в десяти шагах долговязая фигура маячит. Прибавила темп - и незнакомец зачастил. Бросилась бежать по переулку, а он словно вырос рядом, больно дернул за руку и просипел: 

- Сумочку выворачивай!

Алла дрожащими руками протянула кошелек, где было всего пару рублей. 

- И это снимай! - ткнул пальцем в кулон и растопырил ладонь, чтобы поймать цепочку.

Все, что запомнила Алла, это торчащие из-под кепки треугольные уши, тонкий длинный нос горбом и якорь, наколотый на бугор большого пальца.

Норовистая внучка

До дома добрела молча, а там такая началась истерика! Спасибо, родители не ругали. Мама валерьянкой отпоила, отец успокаивал: милиция найдет. Утром написали заявление о грабеже, на этом все и закончилось. Послевоенная преступность махрово цвела, потеть ради мелкого налетчика никто не собирался. 

С той поры прошло много лет. Алла Павловна вышла замуж, из Кольцовой стала Гречка, закончила институт, повысилась из рабочей в инженеры. После рождения дочки семья перебралась из пригорода в Киев, жизнь шла своим чередом.

А вот уже и 90-е начались. Внучка Настенька справила 19-летие, уехала с подругами на неделю Москву посмотреть, вернулась и… объявила, что выходит замуж. Встретились на Арбате, влюбились и уже заявление подали.

Понятно, разразился скандал. В чужой город, к чужим людям, к злой свекрови! А упрямица одно твердит: Аркашу обожаю, мама у него добрая, отец - богатый предприниматель. Не хотите - как знаете. Можете на свадьбу не приезжать. 

Семья тщательно скрывала фамильную драгоценность. 

Подарок на свадьбу

В Москву Гречки прибыли за два дня до свадьбы. Будущий зять встретил родственников на вокзале с цветами, привез домой на БМВ. Сватья расцеловали как родных, сват на стол деликатесы выставил. "Может, и правда Настюше повезло" - отлегло от сердца у Аллы Павловны. 

В день свадьбы внучка плыла в белом платье, как в облаке, жених облачился в синий костюм. Торжество отмечали в ресторане за городом. Крики "горько", шампанское, тосты - все как у людей. Пятым на сцену был приглашен дед жениха Игорь Семенович: этакий "живчик" лет 75-ти, оценила новоявленного родственника Алла Павловна.  

- …а тебе, невесточка-красавица, - произнес тостующий, - дарю я самое дорогое - мою фамильную драгоценность…

Дальше Алла ничего не слышала - только глухой стук крови в ушах. В руках у "живчика" мелькнула и оказалась на шее Насти та самая цепочка с сапфиром. Или не та?.. Расталкивая гостей, Алла протиснулась ближе и убедилась, что не ошиблась. А еще она узнала - не могла она этого забыть - треугольные уши, длинный тонкий нос с горбом и поблекший от времени, но четко различимый якорь на бугорке большого пальца. 

Чуть не вырвалось из груди: "Бандит!", но сдержалась, глянув на сияющую от счастья Настеньку. И даже нашла в себе силы досидеть до конца веселья. 

Утром, сославшись на экстренные дела, купила билет до Киева и укатила, оставив мужа с дочкой догуливать в Москве. 

Судьба так судьба, сроки давности прошли

В купе все время вспоминала, как отец дарил ей сапфир, как рассказывал семейный секрет и как парализовал ее тот сиплый голос: "Снимай!". Так вот откуда у этой семьи богатство началось - от грабежей, а может быть, даже убийств! 

К счастью, правда оказалась другой. Когда Алла навела справки о свате, оказалось, что Игорь служил в Севастополе моряком, был списан на берег из-за пьянства, бросил семью, уехал в родной Фастовский район под Киев. За мелкую кражу отсидел пару лет в тюрьме, остепенился и вторично женился. Первой семье помогал алиментами, во второй детей не завел, поэтому присылал внуку открытки и подарки. 

Дочь "морячка" из Севастополя уехала с сыном в Москву и тоже нашла свою судьбу. При социализме супруг подвизался в теневых "кооперативщиках", а после перестройки занялся предпринимательством. Словом, если какие-то серые деньги за семьей водились, так точно не кровавые. Повзрослевший Аркадий про дедушку Игоря помнил и на свадьбу от щедрой души пригласил. 

"Это чудо, что сапфир вернулся в семью, это судьба", - сто раз повторяла про себя Алла. Но зло бурлило в душе - если бы не этот проклятый налетчик, она не пережила бы тогда такой удар, могла бы подарить кулон свой дочери, а та - внучке по семейной традиции. "Вот пойду и выложу все милиции", - решила пенсионерка. Но прежде зашла за советом к своему приятелю - тому самому судье в отставке.

Юрист посоветовал прошлое не ворошить. Все сроки давности прошли, наказать грабителя нельзя. Отомстить можно разве только тем, что очернить деда в глазах внука, но что это принесет, кроме лишней неловкости, в молодую семью? Настенька может распереживаться, она так радовалась редкому украшению…

Судьба так судьба - промолчала перед родными Алла Павловна. А судья в отставке эту историю только после ее смерти рассказал.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Появилось видео "кражи века" в Дрездене

Воры с трудом добрались до сокровищ.