Говорят, украинский и грузинский народы очень разные. И в то же время у них много общего: гостеприимство, темперамент, религиозность. А еще в одной сфере судьбы наших народов особенно похожи - это политика.
«Революция роз» 2003 года перетряхнула небольшую Грузию, свергнув Эдуарда Шеварднадзе и возведя на властный олимп новую команду во главе с Михаилом Саакашвили и его соратницей Нино Бурджанадзе. Год спустя аналогичные события произошли в Украине. И снова во главе «революции» встали мужчина и женщина.
Увы, после смены власти президенты и их соратницы рассорились. Нино Бурджанадзе, которую называли «лучшей ученицей» Шеварднадзе, даже на время ушла из политики (правда, сейчас она «снова в седле» и даже готова возглавить страну вместо своего бывшего соратника). То же касается и Юлии Тимошенко, три года назад дарившей нынешнему президенту крепкие объятия на «оранжевой» сцене. Теперь Леди Ю готова хоть сегодня занять место президента.
Почему же в обоих случаях главы государств поссорились со своими «боевыми подругами»?
БУРДЖАНАДЗЕ - СААКАШВИЛИ
Революцию спасла Нино
Ноябрь 2003 года в Грузии выдался теплым. Митингующие жители Тбилиси могли не бояться мороза - снег стаивал моментально. Тогда всем казалось, что лидер оппозиции Михо Саакашвили и глава парламента Нино Бурджанадзе, возглавившие «революцию роз», будут вместе всегда. На самом деле от Нино зависело даже больше, чем от будущего президента Грузии: она была причастна к прежней номенклатуре, что и стало последним аргументом для отказа Шеварднадзе от власти - он рассчитывал на «милость победителя».
А когда «революция» закончилась, Нино пришлось любезно придержать президентское кресло для Саакашвили: по закону после отставки президента обязанности главы государства ложатся на спикера парламента.
«Железную леди» лишили влияния
После победы Саакашвили на президентских выборах позиции Бурджанадзе ослабились. Саакашвили и покойный премьер-министр Зураб Жвания просто отодвинули спикера на второй план. Да и эта роль «железной леди» вскоре нивелировалась - после загадочной смерти Жвании в 2005 году парламент низвели до уровня «нотариальной конторы», утверждающей решения Саакашвили.
Проявлять характер Бурджанадзе не стала. Тем временем сам Саакашвили стремительно терял очки: к осени 2007 года народное недовольство вылилось в митинги. Люди требовали перевыборов. Президент принял решение разогнать митинг водометами и закрыть независимые СМИ - несколько газет и оба грузинских телеканала.
Взаимоотношения Саакашвили и Бурджанадзе в это время пережили ренессанс: поговаривают, что после того как Нино помогла президенту разрешить кризис, он намекнул ей на вероятность ее президентства. Однако «железной леди» не удалось достигнуть компромисса при формировании партийного списка на парламентских выборах 2008 года, и она объявила об уходе из большой политики.
Война поставила «неудобные вопросы»
«Операция по принуждению к миру» - это аннексия нашего государства!» - Бурджанадзе с присущей женщинам-политикам эмоциональностью поддержала Саакашвили на митинге в Тбилиси в разгар военных действий на Кавказе. А после того как российская сторона прекратила наступление на столицу, Нино озадачила президента, объявив о возвращении в большую политику и желании задать «неудобные вопросы» о начале войны и причинах, по которым она была проиграна. По мнению иностранных наблюдателей, экс-спикер вовсе не горит желанием конфликтовать с Саакашвили. Ее цель - занять его место: на собственном примере опровергнув поговорку о том, что «дважды войти в одну реку нельзя», Бурджанадзе заручится поддержкой США, разочаровавшимися в прежнем президенте, и победит Михо на досрочных выборах. Как говорится, «ничего личного»…
ЮЩЕНКО - ТИМОШЕНКО
Союз двух Ю породил кавардак
Украинские события 2004 года весьма напоминали грузинские. Море оранжевого цвета на главной площади страны, а со сцены вещают оппозиционные лидеры, во главе которых - экс-премьер-министр Виктор Ющенко и оппозиционер Юлия Тимошенко. И все верили, что они будут вместе навсегда - лучше всего об этом говорили наивные самодельные плакаты «Ю + Ю».
Вопрос о разделе должностей появился после инаугурации президента. Ющенко пытался удовлетворить претензии разношерстных сторонников, что вызвало конфликты между ветвями власти. Наметились несколько основных ее центров - правительство во главе с Тимошенко, СНБО, возглавленный Петром Порошенко, и Секретариат президента. Но на волне постреволюционной эйфории казалось, что проблемы разрешимы…
Леди Ю отправили в отставку
Склоки между чиновниками из команды президента и Кабмином Тимошенко привели к отставке последней в сентябре 2005 года. Сделав несколько громких заявлений о непрофессионализме своих обидчиков, Леди Ю перешла в оппозицию - вопреки чаяниям миллионов «оранжевых» избирателей, так и не понявших, почему вчерашние друзья в одночасье рассорились и стали ярыми противниками.
Второе пришествие Тимошенко во власть произошло после досрочных парламентских выборов осенью 2007 года. Политсила Леди Ю получила второе по количеству мандатов место и вступила в «вынужденный брак» с пропрезидентской партией, создав парламентскую коалицию. Сама Тимошенко во второй раз заняла кресло премьера.
Увы, наладить сотрудничество Ющенко и Тимошенко так и не удалось: премьер начала ставить палки в колеса президентским инициативам, на что канцелярия гаранта отвечала гневными выпадами в сторону Кабмина.
Юля и Витя сражаются за власть
В украинской политике «личного» как раз много. Пару дней назад Секретариат президента обвинил премьера в сговоре с Россией и предательстве национальных интересов - а это значит, что предвыборная кампания идет полным ходом. Главные кандидаты на президентский пост не брезгуют даже запрещенными методами: «ниже пояса» бьют и те, и другие. А вот «неудобные вопросы», звучащие то с одной, то с другой стороны баррикад, чаще всего остаются без ответа. Работа органов власти при этом практически парализована: правительство блокирует работу президентской вертикали, а Ющенко в ответ «режет» инициативы Кабмина. Рейтинг Тимошенко при этом растет как на дрожжах, и она имеет все шансы занять кресло главы государства в следующем году.
КОМПЕТЕНТНО
«Без пассионарных женщин революция невозможна»
Александр ЛАХ, политический психолог, директор компании «Социс-Консалтинг»:
- Как невозможна революция без пассионарных (социально активных и бескомпромиссных) женщин, так же закономерно и противостояние лидера-мужчины с лидером-женщиной после свершенного. Ющенко и Саакашвили просто не могли не соперничать со своими партнершами и их ведомствами, которые они в силу политической молодости, революционного азарта и просто мессианских амбиций хотят, как минимум, контролировать, а максимум - подчинить.
А украинские женщины традиционно более независимы и амбициозны, чем восточные и даже русские. Поэтому Леди Ю чувствует себя на равных с политиками-мужчинами, а на многих откровенно смотрит сверху вниз. Искушенная в политике и закаленная в «борьбе нанайских мальчиков» с Секретариатом президента, Юлия Владимировна вовремя нашла себе суверенную нишу Кабинета министров. Причем сегодня ее позиции по Конституции значительно сильнее, чем, например, у спикера парламента.
У Нино Анзоровны не было возможности «отойти на заранее подготовленные позиции». А в политической борьбе с Саакашвили она, в силу врожденного политического такта и деликатности грузинской женщины, не могла себе позволить «бодаться» с национальным лидером. Бурджанадзе предпочла уйти, исповедуя принцип: «если не получается хорошо вместе, надо сделать все, чтобы не стало плохо порознь».