Заглянешь в любой раздел "Вакансии" и думаешь: так вот же она, работа мечты! Большая зарплата, требования вменяемые, еще и коллектив обещают дружный и премию по итогам квартала. И обязанности как будто для меня написаны. А пойдешь устраиваться... "Извините, вы нам не подходите". Что не так?
Специалист по подбору кадров (HR-менеджер) с 15-летним стажем анонимно рассказал, по каким критериям работодатели оценивают будущих сотрудников и чего категорически нельзя делать на первом свидании со своим будущим начальником.
Торг уместен
На сайтах вакансий часто появляются объявления, где заработная плата манит множеством нулей: увидев эту сумму, соискатель уже мысленно приобретает автомобиль Е-класса и выплачивает кредиты. Но тут есть подвох.
- Привлекательные суммы пишут, когда кандидатов на должность не хватает, но все возможности поиска уже использованы, - предупреждает наш эксперт. - Высокая зарплата - наживка для тех, кто периодически изучает сайты поиска работы, но не размещает на них резюме, чтобы лишний раз не попадать в поле зрения рекрутеров. Такой соискатель, как правило, и клюет на приманку. Обычно на деле оказывается, что зарплата гораздо ниже. Причины такого несоответствия объясняют по-разному, например, "квалификация у вас не такая".
А бывает, что работодатель ставит абсолютно адекватную среднюю зарплату. Но на собеседовании претендентам озвучивают другие суммы - 80%, а иногда и 50% в надежде, что кандидат не станет торговаться. Поэтому важно прийти на собеседование подготовленным: узнать среднюю рыночную стоимость оплаты по вашей вакансии, понять свою важность для бизнеса заказчика и настроиться на торг. Никто вам сразу не предложит золотые горы, поэтому торговаться на собеседовании можно и нужно. Но помните: переговоры о зарплате ведите аккуратно, без напора, но с уверенностью в себе. Это покажет, что вы знаете себе цену и уверены в своих умениях.
Проверим ваши соцсети
- Кадровики тщательно готовятся к встрече с потенциальным работником. Когда идете на собеседование, знайте: ваши соцсети тщательно изучили, выводы сделали.
У каждого рекрутера свой стиль выбора кандидатов. Я, например, пользуюсь способом Марка Цукерберга, который принимает на работу такого человека, на которого сам бы хотел работать. Важны: интерес к бизнесу и его развитию, уверенность в своих возможностях, характер, честность и инициативность. Некоторые рекрутеры любят задавать вопросы в стиле: "На это смогут ответить только люди с IQ выше 100". Или поинтересоваться чем-то неожиданным. Вот как, например, однажды сбили с толку мою знакомую при отборе стюардесс: "Какие салаты из капусты вы знаете?".
Но этот метод вопросов с подвохом давно устарел - никаких реально полезных выводов они не дают.
Откровенность ценим, но в меру
-Будьте готовы примерно к такой схеме разговора, который поведет специалист по набору кадров:
- Общая информация (на этом этапе от вас требуется пересказать резюме).
- Почему вы хотите эту работу, что вы о ней знаете?
- Почему вы нам нужны? (Нахваливайте себя, но в меру.)
- "Что вы будете делать, если..." И другие нестандартные вопросы. Постарайтесь ответить на них так же нестандартно, но по делу. Можете даже заранее заготовить пару шуток. Такие ответы как минимум развеселят рекрутера, максимум - покажут вашу креативность.
Будьте внимательны. Иногда специалисты по поиску кадров специально пропускают ключевые моменты в своих вопросах, чтобы услышать их от соискателя и проверить его. Не стесняйтесь рассказывать о таких моментах, если вы считаете это важным.
Во время собеседования будьте сдержанны и не выдавайте лишней информации, которую совсем необязательно знать вашему будущему работодателю. Я, например, часто слышу от кандидатов: "Родственники намекают, что мне пора работать" или "Мне понравилась указанная зарплата, но я никогда этим не занимался". Мы ценим откровенность, но не ценим таких кандидатов.
Сразу ответят "нет"
- Да, рекрутеры заинтересованы найти работника. Готовы закрыть глаза на некоторые недостатки. Но есть вещи, которые сразу вычеркнут вас из списка кандидатов.
*Не ругайте прежнего работодателя, коллектив и руководителя. "Бывший начальник и коллеги - идиоты, судьба ко мне жестока, я не виноват, что они меня не оценили" - такие фразы точно вам не помогут.
*Не принижайте себя. Как-то на собеседование пришел кандидат, который в каждом своем предложении использовал фразы вроде: "Я знаю, что не подхожу на эту должность", "Конечно, мой возраст не позволяет мне делать что-то интересное". Понятно, что желания принять такого человека на работу не возникло.
*Надевайте правильную одежду. Например, я подбираю творческого человека для работы с детьми - приходит парень в галстуке с обезьянками. Это уместно и показательно. Но если на должность офисного работника претендует дама в мини-платье с пайетками и декольте или в майке с Микки Маусом - до свидания.
НА ЗАМЕТКУ
Пять важных правил на встрече с нанимателем
- Вежливость, терпение.
- Уточняйте детали, но говорите по существу.
- Не врите, но и не слишком откровенничайте.
- О деньгах спрашивайте в конце беседы, если вам не предложили обсудить это раньше. Не хвалитесь дополнительными заработками.
- Уточните, когда вам сообщат результат.
Кстати
Где чаще всего ищут сотрудников
- Среди бывших работников: "Может быть, вы пожалели, что ушли, и не прочь вернуться?"
- По рекомендации. Кадровики часто спрашивают: "Если вы не можете перейти в нашу компанию, посоветуйте нам таких же замечательных сотрудников, как вы...".
- Среди военных: как правило, они хорошо обученные, дисциплинированные и ответственные.
- Среди активных пенсионеров: у них много опыта, они готовы брать на себя ответственность и редко подводят.
- Среди стажеров: лучшие практиканты становятся благодарными и хорошими работниками.
- На профессиональных тусовках. Там всегда знают, кто из специалистов сейчас свободен и ищет работу.
Для высококвалифицированных работников фирмы готовы создать специальную вакансию: "Придумаем такую должность, от которой этот крутой спец не сможет отказаться!".
Важно!
Повышаем шансы получить приглашение на собеседование
Советы для тех, кто не хочет спугнуть работу мечты
Типичная ситуация: вы опубликовали резюме, а потенциальные работодатели не звонят. Откликаетесь на вакансию, а вас в упор не видят. Значит, что-то не то в вашем рассказе о себе.
Вот некоторые советы, которые услышал автор от сотрудников кадровых служб и руководителей, решающих, стоит говорить с кандидатом или отправить его резюме в папку "Корзина".
- Резюме не должно быть невнятным и неряшливым. Фразы должны быть четкими и понятными.
- Не грузите текст ненужными деталями - например, про трудные личные обстоятельства или про похвальную грамоту за 5-й класс.
- Не стоит и чересчур выхолащивать текст: вы же должны как-то отличаться от массы других претендентов, чтобы именно на вас обратили внимание. Известен, например, случай, когда решающим аргументом в выборе сотрудника стало спортивное прошлое одного из кандидатов. "Значит, есть воля, упорство, высокая работоспособность", - сделал вывод шеф.
- Не пренебрегайте возможностью дополнить анкету сопроводительным письмом. Оно может повысить ваши шансы, если вы немного не вписываетесь в запросы работодателя. Например, по возрасту. Найдите слова, которые убедят его, что вы еще о-го-го!
- Четко определитесь, чего вы хотите. И отразите это не только в тексте, но и в функциях поиска. Например, многие сайты имеют широкий набор фильтров, чтобы отсеять ненужные вакансии. График работы, зарплата, перечень специальностей. Отмечайте нужные параметры.
- Старайтесь сыграть на опережение. Подпишитесь на вакансии компаний, где вам хотелось бы работать. Может, вам потому и не пишут, что более прыткие конкуренты вас постоянно опережают.
- Будьте серьезны. Такие электронные адреса, как zliuchka и supermacho не добавят вам шансов, если речь идет о профессиях, где ценят порядок и основательность. И приведите в порядок соцсети: вдруг зайдут посмотреть. Там не должно быть ничего отталкивающего или способного вызвать недоумение.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
На заметку соискателю: 10 фраз, которые могут испортить собеседование
Эксперты кадрового портала напоминают: слово – не воробей. Поэтому, если хотите успешно пройти интервью, следите за тем, что вы говорите.