Причиной оказался короткий разговор с украинским президентом Владимиром Зеленским, в котором американский лидер подталкивал своего коллегу начать расследование против сына своего главного оппонента на предстоящих выборах - Джо Байдена. А началось все с опального олигарха Дмитрия Фирташа, который пытался снять с себя уголовные обвинения в США в обмен на компромат, который он собрал на Байдена-младшего.
Дмитрий Фирташ уже несколько лет, начиная с ареста в марте 2014 года, системно работает над снятием с себя всех обвинений во взяточничестве и коррупции. Для этого он в, том числе, использует возможности, которые дал ему приход к власти в США президента Дональда Трампа.
“Выходы” на американского президента у Фирташа появились благодаря Полу Манафорту, с которым у него близкие отношения. Манафорт возглавлял избирательный штаб Трампа, а до этого выполнял поручения для отца Дональда - Фреда Трампа. В 2008 году Манафорт собирал инвесторов для его проекта по перестройке гостиницы “Дрейк” в Нью-Йорке. Фирташ тогда тоже интересовался этим проектом и собирался инвестировать в него 100 млн долларов, однако, изучив бизнес-планы, отказался от участия.
Затем, уже в 2016 году, Фирташ стал одним Дональда Трампа. Через бизнесменов Игоря Фрумана и Льва Парнаса, которые были клиентами личного адвоката Трампа - Рудольфо Джулиани, он передал 350 тысяч долларов на финансирование избирательной кампании. Фирташ имел непосредственную связь с Парнасом, поскольку тот долгое время консультировал юристов Фирташа. Также есть информация, что это именно он убедил бизнесмена изменить стратегию защиты в суде.
Благодаря этим взносам на различных мероприятиях, а также имели не менее 10 личных встреч тет-а-тет. На публичных мероприятиях они выступали, как представители еврейской диаспоры. Все остальные не публичные контакты с Трампом они выстроили через все того же Джулиани.
Участие в кампании и контакты с окружением Трампа позволили Фирташу более детально изучить их интересы и важные темы. Одной из них оказалась конкуренция Трампа с его потенциальным соперником от Демократической партии Джо Байденом. На выборах 2017 года Трамп победил с очень незначительным перевесом, а потому возможное участие в следующих выборах сильного оппонента может стать для него большой проблемой. И так как Фирташ виновным в своем уголовном преследовании считал именно Джо Байдена, он организовал сбор компромата на деятельность сына политика в Украине, а затем все компрометирующие материалы по известной уже цепочке контактов передал Джулиани, а тот уже своему непосредственному боссу - президенту Трампу.
Материалы, которые собрал и передал Фирташ, убедили Трампа в том, что расследование по делу сына Байдена может состояться и доказательств хватит, чтобы уличить его в коррупции. Поэтому уже в мае 2019 году, Трамп отправил Джулиани в Украину, которому предстояло встретиться с президентом Зеленским и убедиться что тот даст ход расследованию. Эту встречу готовили Парнас и Фруман, а также привлекался и раввин Киева Моше Асман. Однако, достичь нужного результата не удалось - Зеленский не мог полноценно оценить ее последствий, а потому настаивал на премодерации.
Именно поэтому , а с его помощником по внешнеполитическим вопросам Андреем Ермаком. На ней адвокат Трампа объяснил, что американский президент очень заинтересован в активном расследовании уголовных дел по компании Бурисма и Байдену-младшему. Джулиани настаивал на том, что всех имеющихся фактов и доказательств вполне хватает, чтобы запустить расследование и инкриминировать Хантеру Байдену причастность к коррупционным действиям. Ермак, в свою очередь, дал гарантии, что Зеленский возьмет этот вопрос на контроль и сделает публичные заявления по этому поводу. Он также заявил американской стороне, что расследование обязательно начнется. Это, в свою очередь, стало причиной, по которой Джулиани убедил Трампа, что украинский кейс сыграет основную роль для его переизбрания на второй срок.
Ермак разыграл карту “Бурисмы” и Байдена-младшего для того, чтобы без помех организовать визит Зеленского в Вашингтон, встречу на самом высоком уровне и получить публичные заверения Трампа в поддержке нового украинского президента. После достижения этих задач, влияние Ермака на Зеленского заметно выросло. В Офисе президента он стал одной из ключевых фигур.
Во время своего очередного визита в Киев, Джулиани провел еще одну встречу - на этот раз с . У него тогда в самом разгаре был конфликт с ОП и казалось, что Кличко проиграет в этом противостоянии. Ему отчаянно нужна была обсуждались вопросы сохранения за Кличко его позиции в столице, а также условия поддержка и сильные союзники. Поэтому он и инициировал встречу с Джулиани, на которой прекращения уголовного преследования Фирташа в США.
После этой встречи Джулиани также рекомендовал Ермаку пойти на сближение с киевским мэром. В результате конфликт между Офисом президента и столичным головой сошел с информационной повестки и заглох. А Ермак и Кличко вступили во временный, но взаимовыгодный союз: первый получал влияние на решение вопросов в столице, а другой - поддержку внутри офиса президента, сохранение своего поста главы КГГА, а также время на то, чтобы подготовиться к возобновлению противостояния с ОП.
Для "КП" в Украине" - Владимир Щербина