В Космическом агентстве Украины новый глава. Им стал 35-летний одессит Владимир Усов, чья IT-компания первая в мире разработала технологию печати живых костей на 3D принтере. И первая же мысль, которая посещает: почему IT-шник должен руководить космическими проектами? Что он понимает в ракетостроении?
Всего в конкурсе принимали участие 18 претендентов. Их проверили на знание законодательства, абстрактного мышления и знание иностранного языка. В финал вышли пять человек, с которыми лично беседовал министр экономразвития Тимофей Милованов. Именно он и утвердил Усова во главе космического агентства.
Нужно опережать время
Молодой предприниматель Владимир Усов учился в Одесском национальном морском университете, работал экспедитором в порту. Потом пробовал себя в бизнесе: пытался вместе с приятелями из порта поставлять запчасти для погрузчиков и кранов, печатал рекламные билборды.
В 2010 году купил свой первый IPAD и придумал для него интерактивную книгу с живыми картинками и музыкой. Так появился его первый успешный проект GUTENBERGZ по созданию электронных учебников.
На этом Владимир Усов не остановился. В 2013 году на выставке технологий в Нью-Йорке впервые увидел 3D-принтер, впечатлился. Вернулся в Одессу, собрал команду и решил сделать такой же. Так постепенно появилась компания Kwambio со своей фабрикой на бывшем заводе "Стальканат", которая печатает предметы из керамического порошка на заказ для Tesla и General Electric. А вместе с ней и проект ADAM, идея которого – печатать на принтере живые кости и сердце.
- Владимир, главный вопрос: вы успешный молодой предприниматель. При чем тут космос?
- Глава космического агентства - человек, который видит подходы, способные радикально изменить конкретную сферу так, чтобы она могла стать катализатором экономического роста страны. Почему космос? В Украине не так много инновационных отраслей. Зато если вывести их на мировой уровень, можно здорово поднять экономический потенциал страны.
- То есть вас выбрали потому, что вы хороший менеджер? А не потому, что разбираетесь в теме…
- Думаю, да. Сегодня важно разбираться в современных подходах менеджмента, нарабатывать инновации, внедрять их так, чтобы не просто не отставать, а опережать время. Это гораздо важнее, чем, допустим, 20-летний опыт работы в КПИ в Центре авиационных и космических систем.
- О каких подходах речь?
- Сегодня крупнейшие космические инвесторы, такие как NASA, сами не разрабатывают ракеты. Они формируют стратегию и выступают заказчиками. А разработчиками становятся небольшие компании, стимулирующие развитие этого сектора экономики. Актуальные тренды в мире космоса - не огромный Байконур, а сверхлегкие ракеты, малые спутники.
Я уверен, что на каждом крупном предприятии есть команда людей со своими инновационными разработками. Но они не могут пробиться сквозь бюрократическую вертикаль госструктуры. Поэтому наша задача - за год-два вместо холдинга советских заводов создать экосистему космических компаний, стартапов, которая станет площадкой для инвесторов не только украинских, но и американских, европейских. Новый закон об открытом космосе (29 октября президент Зеленский подписал закон, предусматривающий изменения в национальной космической деятельности. – Ред.) это позволяет.
Кроме того, космос - это давно не только про ракетостроение. Там огромное количество смежных сфер. Сегодня в тренде, кроме доставки груза и людей на станции, жизнеобеспечение, производство товаров, сельское хозяйство, промышленное производство. Так что развиваться есть куда.
- Как проходил конкурс на должность главы космического агентства?
- Были тесты на знание законодательства, абстрактное мышление и уровень IQ, знание английского языка. Затем собеседование с конкурсной комиссией, где обсуждали конкретные вопросы и стратегии космической сферы, и собеседование с профильным министром. Я пришел на конкурс с той стратегией, которую вам описал.
- А что теперь будет с вашими нынешними проектами? Особенно интересно про живые импланты.
- Будут идти вперед без меня.
- У вашей компании были попытки напечатать живое сердце. Как продвигаются разработки в этой области?
- Проблема не в том, чтобы напечатать сердце, а в том, чтобы оно работало. Но это вопрос времени.
- Пишут, вашими разработками интересовалось NASA. Почему?
- Как я уже говорил, космос - это не только ракетостроение. У NASA есть планы по развитию жизнедеятельности человека на лунных базах, космических станциях. А мы придумали технологию, которая может работать не только на Земле. Если на космической станции будет принтер, на нем можно за полчаса напечатать новую кость и в перспективе вживить ее человеку. Пока мы не знаем, сколько продлится процесс заживления – для этого необходимо проводить клинические исследования.
В ТЕМУ
Как устроена космическая индустрия?
Все государственные предприятия, занимающиеся космическими технологиями, находятся под контролем ГКАУ (Государственного космического агентства Украины). Это пять конструкторских бюро, 8 производственных компаний и 10 научных центров, центров стандартизации, представительств ГКАУ в разных регионах. Ключевым игроком считают "Конструкторское бюро "Южное". Их проекты - "Морской старт", ракеты-носители класса "Зенит", "Антарес", спутники "Сич".
До недавнего времени закон "О предпринимательстве" запрещал частным компаниям разрабатывать, проводить испытания и запускать ракеты-носители. Чтобы заниматься научной деятельностью, нужно было получить лицензию, а чтобы привлечь иностранных инвесторов - разрешение в ГКАУ. Тем не мене наряду с государственными предприятиями в Украине работают частные космические компании.
Напомним, 25 октября Владимир Зеленский подписал закон об изменении актов, регулирующих космическую деятельность. Он вступит в силу 29 января 2020 года. С этого момента частные компании получат право разрабатывать и проводить испытания ракет-носителей, запускать космические аппараты в космос и управлять ими на орбите.
Для этого нужно будет подавать декларацию о своих намерениях в ГКАУ и ждать спецразрешение. В теории подготовка документов будет занимать около трех месяцев. Еще важное изменение - предприятиям больше не нужно просить разрешения у государства для того, чтобы привлечь иностранных инвесторов. При этом власти будут вести учет сообщений о переговорах с иностранными компаниями и регистрировать заключенные контракты.
Также Украина как участница международного Вассенаарского договора, контролирующего ракетные технологии, может попасть под санкции Госдепартамента США, если частная космическая компания заключит договор о финансировании с кем-то, с кем этого делать нельзя.
СПРАВКА "КП"
Государственное космическое агентство Украины (до 9 декабря 2010 года оно называлось Национальное космическое агентство Украины) создано при Кабинете Министров Украины 29 февраля 1992 года Указом Президента. В 1999 году в его подчинение передали более 20 предприятий и организаций, среди которых ГКБ "Южное" и ПО "Южный машиностроительный завод им. А. М. Макарова".
НКАУ разрабатывает космические программы Украины сроком на пять лет, которые утверждаются Верховной Радой по представлению Кабмина.
Первым главой агентства был Владимир Горбулин (9 марта 1992 - 12 августа 1994 гг). По образованию он инженер-механик по специальности "летальные аппараты". Работал в КБ "Южное", был секретарем СНБО и одним из авторов Концепции национальной безопасности и обороны Украины.
В 2015 году как внештатный советник президента представлял Украину в трёхсторонней контактной группе по урегулированию ситуации на Донбассе.
До 2018 года был вице-президентом Национальной академии наук Украины и директором Национального института стратегических исследований.
В декабре 2010 года Национальное космическое агентство Украины переименовали в Государственное. Его председателем был инженер-конструктор, гендиректор "Южмаша" Юрий Алексеев. 16 октября 2014 года он попал под закон о люстрации и был уволен.
Последним председателем ГКАУ был Павел Дегтяренко. Его назначили на должность в августе 2017 года на пятилетний срок. Однако в ноябре 2019 Кабмин его уволил. Павел Дегтяренко работал главным конструктором и начальником конструкторского бюро по системному проектированию ракет и ракетных комплексов ГП КБ "Южное".
Предприятия в подчинении ГКА:
- Государственное предприятие "Научно-исследовательский технологический институт приборостроения"
- Государственное предприятие "Днепровский проектный институт"
- Государственное предприятие "Конструкторское бюро "Южное" им. М. К. Янгеля"
- Казенное предприятие специального приборостроения "Арсенал"
- Научно-исследовательский и проектный институт "Союз"
- Публичное акционерное общество "Киевский радиозавод"
- Публичное акционерное общество "Приборостроительный завод "Сокол""
- Государственное предприятие "Производственное объединения "Южный машиностроительный завод им. А. М. Макарова"
- Государственное предприятие "Харьковский завод электроаппаратуры"
- Государственное предприятие "Производственное объединение "Киевприбор""
- Государственное предприятие Завод "Арсенал"
- Публичное акционерное общество "Хартрон"
- Государственное научно-производственное предприятие "Объединение "Коммунар""
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ