Спор о реагентах - тема сезонная. Каждую зиму противники их использования начинают искать замену. Мы собрали ноу-хау в борьбе с гололедом.
Подогрев дорог
Технологию "теплых дорог" используют по всему миру. В Японии подогревают небольшие участки дорог - самые аварийные или пешеходные. В Исландии дороги строят так, чтобы они подогревались природными термальными источниками. Нагревать асфальт можно водой или электричеством.
- Чтобы проложить коммуникации, нужно бурить тонкие скважины на несколько десятков метров и обслуживать их. Все это стоит десятки миллионов гривен. Если при проектировании дорог есть участки с горячим водопроводом, тогда можно совместить два в одном, так будет дешевле. Но толком эти расчеты у нас никто не проводил. И не совсем при нашем климате с резкими перепадами температур этот вариант подходит. В пешеходных переходах с теплой плиткой ступеньки сухие только при -5 и при небольшом снегопаде. Если снег идет сильно, все равно получается ледяная горка.
Реагенты-удобрения
Мочевина (она же карбамид) - это реагент, который, с одной стороны, удобряет землю, а с другой - плавит снег при температуре до -10 градусов. За границей мочевину используют на детских площадках. Это безвредный компонент, который применяют даже в косметике.
Мочевину иногда добавляют в смеси солей. Плюсы мочевины: она не портит автомобили, от нее нет коррозии, так как она нейтрализует соль.
Но есть и минус. Очевидно же, что реагент не остается только на дороге и тротуаре. Колесами, ногами все это разносится, с реагентами на тротуарах и дорогах часто перебарщивают, снег убирают не вовремя, в итоге в снежной каше реагент попадает в почву. А от мочевины как удобрения растут сорняки.
Кипяток с песком
Технология родом из Скандинавии. Ездят машины-"самовары" и поливают дороги смесью кипятка и песка. Кипяток растворяет слой льда и туда входит песок. Потом вода застывает вместе с песком. В итоге получается покров наподобие наждачной бумаги, который держится 4 - 7 дней.
В Скандинавских странах, как и у нас, есть правило чистить основные дороги до черного асфальта, когда на поверхности нет снега вообще. Но на региональных дорогах с неинтенсивным движением оставляют снежный накат - слой с уплотненным снегом. Там как раз и создают наждачку, которая получается при смешивании кипятка и песка. Эту технологию широко применяют в Финляндии.
Что еще предлагают
- Свекольный рассол. Свекольный сок смешивают с солью, так соль лучше держится на асфальте. И в свекле содержатся кислоты, которые тоже работают как реагент.
Минус: пытались применить этот метод в Беларуси, но выходит слишком дорого.
КСТАТИ
Как сейчас борются с гололедом?
- До -7 °C используют жидкий реагент - по сути, это минеральная вода. Растворы хлоридов натрия, кальция, магния. Все эти вещества есть в природе.
- Если температура ниже -7 °C или идет сильный снег, используют соли, в основном хлористый натрий, кальций и формиат натрия. Формиат натрия - соль муравьиной кислоты. Она содержится в клубнике, в киви, в муравьях. Поскольку это органика, она не засаливает почву и не вредит растениям.
- Тротуары посыпают мраморной и гранитной крошкой,смешанной с солями, чтобы они расплавили лед, а крошка сделала поверхность не такой скользкой.
- В парках реагенты использовать запрещено, там используют камень, чтобы не вредить почве. Разница с дорогами огромная. На дорогах - поток автомобилей, высокий трафик, без интенсивной борьбы с гололедом не обойтись. В парках на дорожках справляется крошка.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Как выбрать шины на зиму
Три типа сезонных покрышек.