На украинский рынок хочет зайти Резервный межгосударственный банк и уже направил соответствующие обращения в Офис президента и Кабинет министров. РМБ специализируется на техническом кредитовании без правительственных гарантий – быстрый способ привлечения инвестиций и стимулирование развивающейся экономики.
Принцип работы такой: любая страна предоставляет технический кредит, банк строит и запускает объект в работу, инжиниринговые компании просчитывают все детали, затем объект продают инвесторам через онлайн-площадки. Например, гостиницу или промышленное предприятие — с инфраструктурой, штатом и прибылью. Спрос на такие лоты стабильный: инвестировать в готовый бизнес не так рискованно, как создавать его с нуля.
Резервный межгосударственный банк начал работу с африканского и арабского мира. Пока соглашение с банком ратифицировала 1 страна, но еще 15 на очереди. Украина может стать первым клиентом на постсоветском пространстве.
Есть сведения, что АП и Кабмин уже начали наводить справки об учреждении.И здесь есть "подводный камень": собственник банка, российский бизнесмен Владимир Сипачев находится в федеральном розыске. Сипачев покинул территорию РФ больше года назад из-за конфликта с силовиками и уголовного преследования. Не факт, что в России предоставят объективную информацию о Сипачеве, даже если такой запрос поступит. Но анализируя открытые уголовные дела, можно узнать многое о событиях, как вокруг самого Сипачева, так и вокруг его бизнеса.
|
Ассоциация налогоплательщиков и непонятный миллион
О Сипачеве известно, что это крупный бизнесмен и банкир, создатель "Православной партии" и партии "Мастер". В интернете его фамилия чаще всего упоминается в связи с подозрением в мошенничестве в особо крупных размерах и конфликтом с главой ассоциации налогоплательщиков РФ Константином Гусариным.
В СМИ можно найти информацию о том, что Гусарин якобы заплатил Сипачеву 1 млн долларов за лоббистские услуги. Якобы Сипачев обещал решить вопрос в Правительстве Москвы, однако вместо этого исчез вместе с миллионом.
Гусарин предпочел об этих деньгах в органы не заявлять. По крайней мере, фактов об этом нет в российском госреестре уголовных дел и судебных актов. Как не нашлось и других подтверждений сделки. А, значит, есть вероятность того, что история выдуманная. Возможно, с целью дискредитации Сипачева, с которым Гусарина связывали долгие и неприятные отношения.
Кстати, если не удалось отыскать заявления Гусарина в правоохранительные органы, или открытого уголовного дела по вышеупомянутому миллиону долларов, то в документах нашелся приговор самому Гусарину — от 14 июня 2016 года. Глава ассоциации налогоплательщиков был осужден за...неуплату налогов.
Согласно тексту документа, в течение 2010-2012 годов принадлежащая ГусаринуООО "Служба заказчика" платила за якобы предоставленные услуги пяти фиктивным фирмам — "Финансконсалтинг", "Влариус", "Астра", "Финансовая уверенность", "Пробснаб". Уставные и учредительные документы, договоры, акты выполненных работ, счета-фактуры этих фирм при обыске нашли в ноутбуке Гусарина.
Таким образом,глава ассоциации налогоплательщиков искусственно занижал прибыль своей компании и уклонился от уплаты в бюджет НДС и налога на прибыль на общую сумму 26,6 млн руб. Его приговорили к 3 годам тюрьмы, однако с учетом смягчающих обстоятельств срок заменили на условный.
Гусарин против Сипачева
В 2010 году Гусарин возглавлял принадлежащую Сипачеву компанию "Интеррокс". Во время одной из сделок с австрийской строительной компанией "Иммофинанс" он перевел предназначенные Сипачеву 22 млн евро на счета своего ООО "Служба заказчика". После чего перечислил всю сумму на вышеупомянутые фиктивные фирмы, уволился из компании Сипачева и не выходил с ним на связь.
Сипачев обратился в органы госбезопасности. Опасаясь ответственности, спустя два года Гусарин пригласил Сипачева к себе домой — под предлогом поговорить и урегулировать конфликт.
Об этих "переговорах" Сипачев рассказал на допросе.1 февраля 2012 года водитель Гусарина доставил его в квартиру по ул. Мосфильмовская. Там, по словам Сипачева, его уже поджидали шестеро молодых людей крепкого телосложения, которые стали его избивать. Через 4 часа экзекуции его вынудили написать расписки на общую сумму 80 млн руб: по 10-12 млн каждая задним числом — за 11–14 января 2012 года.
Адвокаты Сипачева рассказывали, что обращения по факту нанесения телесных повреждений правоохранительные органы проигнорировали– т.к. следов не было. Возможно, прикрывали коллег, ушедших работать в ЧОП: наемники били профессионально, не оставляя ни синяков, ни переломов.
из протокола допроса подозреваемого
Показания одного из свидетелей (у них с Сипачевым был общий бизнес в 2001 году и ряд финансовых вопросов долгое время оставался нерешенным). Свидетель рассказывает, что осенью 2011 году встретил Гусарина. Глава ассоциации налогоплательщиков предложил свидетелю помочь вернуть деньги, которые Сипачев тому задолжал. Уговор был такой: свидетель находит 2-3 парней крепкого телосложения, они "припугнут" Сипачева и тот напишет расписки. За это Гусарин пообещал свидетелю на месте заплатить 25 тыс. долларов, а после суда — еще 50 тысяч. Однако позже, по словам свидетеля,Гусарин стал менять условия сделки: вместо "припугнуть" просил избить Сипачева — чтобы наверняка получить расписки. Свидетель участвовать в этом отказался и дал показания. Однако их отказались приобщить к материалам дела, несмотря на то, что они могли существенным образом повлиять на расследование. Формальная причина отказа — дело приостановлено, поскольку Сипачев находится в розыске.
Адвокаты подозреваемого обращают внимание на такую деталь: отказ подписал начальник 9 отдела следственной части Гришин, хотя возбудили и расследовали это дело в 8 отделе. В то время его возглавлял тот самый Гришин.
"Мы находим этому странному отказу приобщить материалы одно объяснение. Если у дела есть заказчик(а все именно на это и указывает), то весь 8 отдел имеет перед ним обязательства финансового характера. Именно поэтому отказ подписал Гришин, который теперь вообще никакого отношения к делу не имеет", — говорит адвокат Марина Сизова.
Тем временем Гусарин собрал расписки и обратился в Хамовнический районный суд Москвы о взыскании с Сипачева 54 млн руб. Однако суд не принял к сведению показания "обвиняемого": судья Наталья Платхута усомнилась в происхождении расписок, о чем открыто заявила во время судебного заседания. Гусарин тут же отозвал иск. Во-первых, он, вероятно,рассчитывал на уголовное, а не на гражданское разбирательство. Во-вторых, опасался ответной реакции и ответственности за вымогательство и пытки. Логично, что лучшим выходом было бы посадить Сипачева и желательно надолго. Например, по статье ч. 4 ст. 159 УК РФ со сроком от 8 до 15 лет. Получи Сипачев приговор, из заключения он вышел бы не моложе 70-ти.
Спорный договор и намеренные ошибки в расписках
По данным СМИ, организовать уголовное дело Гусарину помог Михаил Могутов. Предположительно в 2008 году по просьбе Могутова Сипачев познакомил его с сотрудником администрации президента РФ Александром Кацевым. Могутов хотел "купить" должность министра и заплатил за нее Кацеву авансом 250 тыс. долларов. Однако вскоре группировку так называемых торговцев должностями раскрыли: Кацев и другие фигуранты получили от 7 до 10 лет тюрьмы. Оказавшись без денег и без должности, Могутов решил вернуть потерянные 250 тыс. долларов -взыскать их с Сипачева черед суд. Суд иск удовлетворил, хотя следствие не предоставило никаких доказательств того, что задолженность реально существовала: ни расписок, ни договоров.
Причина заключалась в том, что после освобождения Кацева Сипачев, Могутов и сам Кацев подписали договор, которым заверили: долг существует между Кацевым и Могутовым. Кацев обязуется вернуть Могутову всю сумму в течение года, после чего Могутов отказывается от финансовых претензий к Сипачеву. Однако оригинал договора изъяли во время обыска у Сипачева, не приобщив его к материалам дела.
"Старший по обыску в присутствии жены и сына Сипачева сказал: ничего не ищем, ищем только договор", — рассказал один из адвокатов.
В этой точке интересы Могутова и Гусарина пересеклись. На основании "выбитых силой" расписок Гусарин повторно обратился в суд, на этот раз заявив, что Сипачев похитил у него 54 млн рублей.
Сипачев в ответ заявил, что дело (все та же ч. 4 ст. 159 УК РФ) сфабриковано: суд не принял во внимание его показания о том, что писал расписки, опасаясь за свою жизнь. Слова подозреваемого по делу подтверждают, в том числе, "нетипичные" ошибки в расписках. Например, эксперты не сочли странным тот факт, что Сипачев якобы случайно написал район, в котором на тот момент проживал больше 20 лет, с ошибкой — "Хомовники" вместо "Хамовники".
Итого в выигрыше оказались оба: Гусарин таки добился уголовного преследования Сипачева за "мошенничество в особо крупном размере", а,значит,может быть спокоен и за украденные миллионы, и за собственную свободу. Со своей стороны, Могутов по решению суда получил с Сипачева 250 тыс. долларов — без оригинала договора защита не смогла доказать, что должник Кацев, а не Сипачев.
Выплатив эту сумму, Сипачев выехал из России. Его объявили в федеральный розыск, хотя обвинение так и не предъявили.
Покушение на Гусинского и конфликт с властями
Российские СМИ также называют Сипачева заказчиком покушения на российского олигарха Владимира Гусинского, хотя представители самого Гусинского еще в 1995 году назвали ситуацию "недоразумением". Скандал разгорелся вокруг конфликта принадлежащего Сипачеву банка "Аэрофлот" со столичной мэрией. Банк выдал Москомимущество кредит на 150 млн долларов, который правительство Москвы отказалось погасить. После того, как в ситуацию вмешалось высшее руководство РФ, стороны все же пришли к компромиссу: чтобы возместить причиненный ущерб, Москомимущество должно было стать соучредителем банка с 40% акций и перейти на обслуживание в "Аэрофлот".
Такой сценарий вызвал панику в банке Гусинского "Мост", который на тот момент обслуживал Москомимущество. Чтобы не потерять топ-клиента, сделку "Аэрофлота" с мэрией нужно было сорвать во что бы то ни стало. 16 октября 1995 года группа "Мост" заявила в ГУВД Москвы о том, что Сипачев якобы заказал убийство Гусинского. Уже через несколько недель банк Гусинского назвал ситуацию недоразумением, однако поднятой шумихи для срыва сделки оказалось достаточно. Москомимущество осталось клиентом "Моста", а банк Сипачева "Аэрофлот" лишился сначала надежды вернуть 150 млн долларов, а вскоре еще и лицензии.
С того самого конфликта между Сипачевым и правительством Москвы сохраняются весьма неприязненные отношения. В мэрии за эти года фактически сменился один лишь мэр, аппарат в большинстве своем работал еще с Лужковым и хорошо помнит и Сипачева, и долг "Аэрофлоту". Так что, в истории с 1 млн долларов Гусарин, мягко говоря, преувеличил лоббистские возможности Сипачева в Москве.
Сейчас Сипачев скрывается от российских правоохранителей, продолжая утверждать, что Главное следственное управление МВД выполняет заказ и параллельно с тем вымогает с него деньги. По словам адвокатов Сипачева, на протяжении всего этого времени к нему поступают "предложения" от сотрудников следственных органов закрыть дело за "вознаграждение". Ценник, стартовавший с 1 млн долларов, вырос уже до 5 млн долларов.
Вменяемая Сипачеву 159-ая статья — излюбленный инструмент российских силовиков по борьбе с так называемой экономической преступностью. Все, кто не может (или не хочет) откупиться, оказывается за решеткой или, как Сипачев, в бегах.Как сообщается на страницах российского фонда "Либеральная миссия", данные по одной лишь ФСБ шокируют: ежегодно число расследуемых службой уголовных дел против бизнесменов растет на 20-25% и за последние 7 лет увеличилось более чем втрое. Сейчас каждое четвертое расследование ФСБ приходится на экономические преступления, в то время как с терроризмом связаны лишь 4%. В целом по экономическим статьям в РФ ежегодно заводят больше 200 тысяч уголовных дел.