Можно ли не платить за неисправный лифт

Скажите, должна ли я оплачивать коммунальщикам услугу, которой я не получаю, куда можно пожаловаться на неоперативность служб, которые должны ремонтировать лифты, и в какой срок поломки должны устраняться?

С уважением, Людмила Л.

За разъяснениями по этому вопросу мы обратились к главному специалисту по организации производства Специализированного лифтового управления №2 ЗАО "ОТИС" Ирине Миколюк:

- Узнать, на какой срок остановлен лифт в доме, можно у диспетчера по номеру 0-86. На этот же номер нужно набрать и в случае аварийной ситуации. С мобильного телефона можно набирать: (062) 389-80-15. По ГОСТу Украины наши специалисты должны выехать к аварийному лифту в течение 1 часа.

Если лифт не стал жертвой вандализма и произошла техническая поломка, ее должны устранить в течение 3-5 дней. Однако в любом случае все зависит от того, что конкретно вышло из строя. Если лифт разворовали, сожгли или произошли очень серьезные технические поломки - это может по объективным обстоятельствам занять больше времени. Однако в таком случае жильцы дома освобождаются от оплаты за эту услугу. То есть, если лифт простаивает больше 7 дней, ЖЭК уже должен проводить перерасчет.

Если работы по ремонту лифта не выполняются в срок, вы можете составить письменную жалобу. Узнать подробности о форме написания и подаче такого заявления можно по телефону (062) 306-07-55.

Кроме того, если лифт остановлен не из-за поломки, а потому что проводится плановая модернизация - жильцам все равно не нужно оплачивать услугу, которую они не получают. Пересчетами в любом случае занимается ЖЭК.

Срок эксплуатации каждого лифта равен 25 годам. Если лифт старше этого срока, он должен проходить специальную экспертизу и в дальнейшем модернизацию.

В приказе Госжилкоммунхоза от 10 августа 2004 года № 150 "Об утверждении примерного перечня услуг по содержанию домов, сооружений, придомовых территорий и услуг по ремонту помещений, домов, сооружений" написано:

* Ремонт лифта входит в обязанности субъектов хозяйственной деятельности - то есть ЖЭКов.

* ЖЭКи обязаны проводить полную или частичную замену основных узлов и деталей для восстановления работы лифтов, диспетчерских систем по окончании установленного срока эксплуатации.

* Работы по замене морально устаревших и физически изношенных лифтов, восстановление периферийного оборудования - также обязанность ЖЭКа.

* ЖЭКи обязаны проводить работы по модернизации, которые выполняют с целью улучшения эстетического состояния и технических характеристик.

* ЖЭКи обязаны проводить ремонты лифтов, которые продолжительное время не обслуживаются и не работают.

Как вернуть купленный товар в магазин 

На днях купила в магазине настенные часы. Вещь без изъянов, работает нормально, но, как только повесила на стену, поняла, что они совсем не вписываются в обстановку. Выбрасывать жалко, ведь заплатила за часы нешуточную сумму. Вот и думаю, а что, если попробовать возвратить их в магазин. Подскажите, могу ли я вернуть продавцу рабочую вещь из-за того, что она мне разонравилась?

Лиза Белова, Донецк.

Да, вы имеете право обменять товар или получить назад деньги без объяснения причины.

- По 9 статье "Закона о защите прав потребителей" покупатель в течение 14 дней с момента покупки может принести товар в магазин и поменять на аналогичный или же потребовать вернуть деньги, - объяснил юрист Олег Очеретько. - Правда, это касается лишь непродовольственных товаров, то есть всего, кроме продуктов питания и медикаментов. Замечу, что правило относится не только к магазинам, но и к рынкам.

По словам юриста, закон имеет силу, если вы не пользовались предметом, который хотите вернуть. Кроме того, вещь должна иметь товарный вид - имеется в виду неповрежденная упаковка, наличие всех ярлычков, пломб и бирок. Придется также поискать чек, с его помощью вы докажете, что вещь куплена именно в этом магазине.

Вооружившись этой информацией, можете смело брать "неугодивший" товар и идти в магазин. При этом вещь не обязательно должна быть бракованной. Разонравился цвет или не вписывается в интерьер - этого уже достаточно, чтобы менять. Да и объяснять причину продавцу совсем не обязательно. Если менеджер не пойдет вам на встречу и откажется возвращать деньги, вы можете напомнить, что нарушение прав потребителя грозит крупным административным штрафом, который ударит по бизнесу гораздо сильнее, чем упущенная выручка.

Когда положен дополнительный отпуск 

Я одна без мужа воспитываю двоих детей - 13 и 6 лет. В сентябре сын идёт в первый класс. Чтобы ребёнок лучше адаптировался в школе, хочу взять на недельку отпуск в начале сентября. Но на работе мне ответили, что я отдыхала только 3 месяца назад, потому до следующего года  отпуск не предвидится. Скажите, имею ли я право на дополнительный отпуск? В каких случаях?

Анна Фомиченко, Донецк.

Этот вопрос мы переадресовали в Управление труда и социальной защиты населения ДОГА. Оказалось, что право и порядок предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска одинокой матери (или вдове) определяется Законом Украины "Об отпусках" (ст. 19 "Дополнительный отпуск работникам, имеющим детей").

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск составляет 7 календарных дней без учёта * праздничных и **нерабочих дней и предоставляется:

* женщинам, которые работают и имеют 2-х или более детей возрастом до 15 лет, или ребёнка инвалида, или усыновили малыша;

* одиноким матерям (вдовам);

* отцам, которые воспитывают ребёнка без матерей (в том числе и в случае продолжительного пребывания в больнице);

* лицам, взявшим ребёнка под опеку.

- Если у одинокой матери двое и больше детей в возрасте до 18 лет, она имеет право на дополнительный отпуск по 2-м основаниям общей продолжительностью 14 календарных дней до достижения старшим ребёнком совершеннолетия, - отметила Ольга Малиновская, заместитель начальника Главного управления труда и социальной защиты населения ДОГА.