Как выпускники "экспресс–тренингов" пациентов "лечат"

Идея различных курсов, семинаров и вебинаров хорошо прижилась в Украине. Так ли они безобидны?

Фото: bigstock

Моя подруга Марьяна недавно пережила развод. Инициатором был муж-изменник. Мучаясь от предательства, она в итоге пошла к психологу. Специалиста нашла в интернете и – чего уж говорить! – ориентировалась в первую очередь на низкую стоимость консультаций.

- Обычно к психологу ходят месяцами. За один визит психотравма не прорабатывается, – говорит Марьяна. – Я была к этому готова, поэтому выбрала специалиста "подешевле". Ирина Владимировна, взявшаяся помочь, мне понравилась, после первого визита действительно стало легче (как я потом поняла, просто из–за того, что меня выслушали!). Но потом появились проблемы со сном, усилилась рассеянность, доходило до того, что я спала по 2-3 часа в сутки, выпадая наутро из пространства.

Мир казался Марьяне странным, как бы из другой реальности. На работе (она была банковским менеджером) девушка иногда вела себя неадекватно – порой сидела за монитором и просто "тупила", проливая слезы, или могла завалить беседу с клиентами, предоставив им неверные данные. Стала первым кандидатом на увольнение... После нескольких ошибок руководство ее таки уволило.

Нужны были лекарства

А с психологом меж тем Марьяна регулярно рисовала цветочки, человечков и "отправляла облака мыслеформ" в прекрасное будущее.

- При стойких проблемах со сном и последующей дереализацией (нарушение восприятия, при котором окружающий мир воспринимается как нереальный или отдаленный) обязательна медикаментозная терапия, - объяснил "КП" в Украине" киевский врач–психиатр Ярослав Стахивский. – Пограничное состояние может привести к психозу. Ведь человек не может полноценно работать, если он не спит! Марьяна в состоянии предпсихоза была уже нетрудоспособна. Для меня и моих коллег по специализации именно качество сна – первый индикатор здоровья/нездоровья.

Девушке нужен был на тот момент (!) психолог с медобразованием, который не выкачивал бы деньги, обещая помощь, а направил бы к семейному врачу или психиатру. Как выяснилось, у марьяниного специалиста имелся лишь сертификат об окончании "базового курса коммуникативного коучинга", где женщина училась шесть недель, не дающий право на терапию (коррекцию). А Ирина Владимировна (по первому образованию повар-кондитер) как раз и попыталась заняться с Марьяной коррекцией.

- Эта студентка – не наша выпускница, – говорит администратор центра Kiev-training по имени Ксения. - Но - да, мы выдаем похожие сертификаты, где указано, что человек прослушал тот или иной цикл лекций по психологии. У нас тоже экспресс-курсы (они авторские), есть и 6 недель, и 3 месяца. А "интенсив" можно пройти за пару выходных - восьмичасовыми циклами начитки. Но мы честно предупреждаем: наши дипломы не дают право на получение лицензии частнопрактикующего психотерапевта и тем более право на трудоустройство. Люди приходят заниматься "для себя" - чтобы лучше понять супругов, детей. С нашими сертификатами выпускники могут проводить коуч–сессии по запросам клиентов, но это не терапия, не проработка травм и тем более не медицинское лечение.

Идея различных курсов, тренингов, семинаров-вебинаров хорошо прижилась в Украине. Законодательство позволяет, по сути, всем желающим проявлять себя, изобретая мастер-классы, вписывающиеся разве что в рамки Уголовного кодекса.

Психология – почва благодатная. "Разработал" авторскую методику "снятия стресса\обретения поклонников\бизнес-лидерства" – и вперед за адептами.

Косметолог косметологу рознь

Вторая благодатная почва - курсы массажа, косметологов и спа–процедур.

Есть учебные центры разного уровня аккредитации. Часть из них - выпускающие, например, косметологов – требуют при поступлении диплом о высшем медицинском образовании. И "получить специальность" стоит немало – от 1000 долларов и выше.

Большая часть занятий – инъекционная коррекция внешности (чаще - лица), работа с медицинскими препаратами, корректирующей аппаратурой и техникой, умение оказывать первую помощь. Диплом такого учебного центра дает право на получение лицензии на частную практику. Включая лечебные (!) мероприятия.

Но есть и курсы – косметологов, массажистов, эстетистов, дающие право по их завершении работать только (!) в фитнес–центрах, спа–комплексах, банях, салонах красоты и других предприятиях индустрии. О чем тоже обязаны предупреждать. Выпускники таких центров не имеют право лечить (корректировать, изменять) клиента – скорее, развлекать. Грань тонкая, но важная.

В фитнес-центре, где занимается одна наша коллега, есть "прекрасный" по отзывам массажист: помимо клиентов, все сотрудники центра ходят к нему размяться. Анатолий Семко, фактурный и яркий выпускник инфиза, работает на основании диплома по специальности "массажист–универсал", выданного киевской школой массажа и эстетики тела "Партнер-плюс". Его учебная подготовка по специальности длилась два месяца, состояла на 80% из практики и проводилась педагогами с медобразованием – врачами–реабилитологами, фельдшерами. Но на всех этапах прохождения курсов слушателей честно информировали: диплом – без права на лечение, он только для работы в социальных немедицинских сферах. О чем Анатолий знает и с чем полностью согласен.

- Я кости не трогаю – только "мясо", - регулярно напоминает клиентам он. Но многие после расспросов о получении образования так и не осмеливаются ему довериться – даже несмотря на слухи о его прекрасных руках.

Специалист без профильного образования вряд ли окажет первую помощь, да и "перестараться" случайно может: анатомию человека не учат два месяца. Другое дело – редко кто изучает квалификацию специалиста, перед тем как лечь на массажный стол или психотерапевтическую кушетку. Мы часто доверчивы, не лезем с расспросами о характере диплома...

КОМПЕТЕНТНО

Ищите в дипломе уровень аккредитации

Обращаясь за помощью к специалисту, важно понимать, насколько фундаментально полученное им образование.

- Есть 4 уровня аккредитации государством учебных учреждений, а есть просто курсы. Это важно понимать, – говорит доктор психологических наук, профессор, глава Киевской ассоциации практикующих психологов и психотерапевтов Вячеслав Казмиренко. – Конечно же, качество помощи, которую получает клиент, обратившись к выпускнику курсов и к выпускнику аккредитованного государством учреждения, разное. Обучаясь в заведении с определенным уровнем аккредитации, человек получает именно фундаментальные знания, участвует в многочасовой практике, имеет право заниматься наукой, исследованиями. На курсах материал преподают сжато и бегло. Занимаясь там, нереально усвоить все техники. И уж, конечно, курсы не дают право на научно–исследовательскую работу. Это тоже говорит о многом.

Аккредитованные государством учебные учреждения – гарантия качественного образования, от младшего специалиста до аспиранта и выше (соответственно, 1-й уровень - младший специалист, 4-й - аспирант и выше). "Диплом" же об окончании курсов получен в результате усвоения программ, написанных собственноручно преподавателем, без контроля со стороны государства.

Так что, выбирая специалиста, интересуйтесь, есть ли у его "школы" уровень государственной аккредитации. Так вы значительно повысите гарантии качества запрашиваемых услуг.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Реформа образования: Лекторов вузов заменят ютуб–каналы

Депутаты предлагают очередные изменения, которые приблизят студентов к Европе.